Светлана Орлова
Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровых приёмов и элементов технологии ТРИЗ «Друзья на оставят в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Друзья на оставят в беде
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Чернаковский детский сад «Теремок»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровых приёмов и элементов технологии ТРИЗ для детей средней группы на тему
«Друзья не оставят в бе
де»[/b]
Подготовила: воспитатель
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровых приёмов и элементов технологии ТРИЗ „Друзья на оставят в беде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
высшей квалификационной категории
Орлова С. Н.
п. Чернаково, 2022 г.
Цель: развитие речевой активности детей с помощью игровых приемов и элементов ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать диалогическую речь;
2. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;
3. Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, закреплять окончания у существительных в дательном падеже.
Развивающие :
1. Способствовать развитию произношения, интонационной выразительности речи.
2. Продолжать развивать умение мыслить с помощью методов анализа, сравнения.
3. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное и логическое мышление, творческие возможности с помощью элементов ТРИЗ-технологии и элементов технологии кругов Эйлера.
Воспитательные:
1. Закреплять стремление совершать хорошие поступки, вызвать у детей позитивные эмоции, чувство сопереживания.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы ТРИЗ :
1. Использование мнемотаблицы;
2. Мозговой штурм;
3. Метод анализа
Педагогические технологии : ТРИЗ-технология, технология кругов Эйлера, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Словарная работа: обогащение словаря – кладовая.
Виды деятельности:
Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, художественная.
Оборудование и материалы: аудио колонка, ноутбук, стульчики по количеству детей, 5 столов, два мольберта, 2 световых планшета для рисования песком, лампа настольная электрическая, коробка для лампы, 3 корзины, муляжи: огурца, помидора, капусты, яблока, груши, апельсина, яйца, пакет муки, бутылки из-под молока, изображение банок на листе по количеству детей, полка, мнемотаблица, указка, перекидная книжка формата А3 с изображением салата, компота, булочек и продуктов питания, пакет, кукла, аудиозапись голоса Кати.
Предварительная работа: заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц, беседа об эмоциях, проведение игр на закрепление имен прилагательных, имен существительных в разных падежах в речи, игры на составление из частей целого.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Организационный момент.
(Воспитатель и дети заходят в группу)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто нас встречает?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Дети, давайте спросим у куклы, как ее зовут.
Дети: Кукла, как тебя зовут?
Кукла: Меня зовут Катя.
Воспитатель: Откуда ты, Катя, взялась и почему в детском саду оказалась?
Кукла: (Запись звука) Я пришла к вам из дома. Мне мама, уходя на работу, дала задания и сказала, что только тогда, когда я выполню их все, я могу пойти гулять. Но я одна не могу с ними справиться. А гулять мне очень хочется. Я хочу попросить вас помочь мне с выполнением маминых заданий. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Воспитатель: Конечно же, Катя, мы тебе поможем. Ведь мы друзья! Ой, а поздороваться-то мы совсем забыли! Давайте встанем в круг и скажем волшебные слова:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Кате дружно мы поможем-
Вместе задания выполнить сможем!
II Основная часть
Воспитатель: Дети, спросите у Кати какое первое задание?
Дети: Катя, какое первое задание?
(Запись голоса куклы) : Мне нужно выучить хотя бы половину стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Мяч».
Воспитатель: Дети, с помощью чего можно быстро выучить стихотворение? Давайте научим Катю быстро выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
(Дети рассказывают стихотворение, используя мнемотаблицу на мольберте)
(Запись голоса Кати) : Спасибо, дети, я запомнила.
Воспитатель: Дети, спросите у Кати какое второе задание?
Дети: Катя, какое второе задание?
(Запись голоса Кати) : Нужно купить в магазине продукты для овощного салата, компота и булочек.
Воспитатель: Давайте пойдем в магазин все вместе и возьмем все необходимое, но для начала подготовимся к походу в магазин.
(Воспитатель и дети выполняют физминутку)
Раз, два, три, четыре, пять-
Идем продукты покупать!
Завязали Катеньки
Шарфик полосатенький.
Обули на ножки
Красные сапожки.
И пойдем скорей шагать-
Нужные продукты покупать!
(Дети подходят к столу, на котором лежат муляжи продуктов и 3 пустые корзинки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящего рядом мольберт с перекидными листами бумаги формата А3, на которых изображены картинки)
Воспитатель: Перед нами стоят три пустые корзинки и лежат продукты. На первой корзинке изображен овощной салат, на второй- фруктовый компот, на третьей- булочки. Вы должны в каждую корзинку положить определенную группу продуктов, из которых сделаны салат, компот, булочки. Раскладывайте продукты питания по корзинкам.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Посмотрите, для какого блюда вы выбирали продукты?
Дети: Для овощного салата.
Воспитатель: Найдите корзинку с изображением овощного салата. Какие продукты вы положили для овощного салата?
( Дети называют муляжи овощей: огурец, помидор, капуста.)
(Воспитатель перелистывает лист на мольберте. Дети видят изображение целых овощей: огурца, помидора, капусты)
Воспитатель: Давайте проверим. Правильно! А теперь для чего вы должны были выбрать продукты?
(Воспитатель перелистывает лист на мольберте. Дети видят изображение стакана с фруктовым компотом)
Дети: Для компота.
Воспитатель: Найдите корзинку с изображением фруктового компота. Какие продукты вы положили в корзинку для фруктового компота?
( Дети называют муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин)
(Воспитатель перелистывает лист на мольберте. Дети видят изображение целых фруктов: яблока, груши, апельсина)
Воспитатель: Давайте проверим. Правильно! Посмотрите, для чего вы еще выбрали продукты?
(Воспитатель перелистывает лист на мольберте. Дети видят изображение булочек)
Дети: Выбирали продукты для булочек.
Воспитатель: Найдите корзинку с изображением булочек. Какие продукты вы положили в эту корзинку?
( Дети называют муляжи: яйцо, мука, молоко)
(Воспитатель перелистывает лист на мольберте. Дети видят изображение продуктов для булочек)
Воспитатель: Давайте проверим. Правильно! Мы справились с этим заданием! Давайте все продукты переложим в пакет, чтобы Катя могла унести их домой.
Воспитатель: Дети, спросите у Кати, какое третье задание надо выполнить?
Дети: Катя, какое третье задание надо выполнить?
(Звук голоса Кати) : Нужно в кладовой найти банку малинового варенья к чаю.
Воспитатель: Дети, что такое кладовая? Это небольшое помещение, где хранятся продукты питания. Давайте пройдем в кладовую. Дети, посмотрите, в кладовой на полке стоит несколько баночек с вареньем. Среди них нам нужно выбрать малиновое. Каждый из вас будет брать по одной банке. А чтобы узнать какое варенье, вам нужно будет поднести к волшебной коробке и сказать какое варенье в банке.
(Сначала лампа в коробке выключена, но как только ребенок подносит картинку банки, лампа светится. Ребенок сквозь изображение бумажной банки видит тот или иной фрукт или ягоду, называя признак варенья, используя прилагательное).
(Дети выполняют задание, называют варенье. Выбирают малиновое и кладут банку малинового варенья в пакет с продуктами, а остальные банки ставят на полку).
Воспитатель: Катя, остались еще задания?
(Звук голоса Кати) Да, последнее задание – нужно к каждому из круга дорисовать элемент или элементы, чтобы получился самостоятельный предмет, но не повторять рисунки друг друга. Этим рисункам я должна буду очень удивлена и обрадована.
(Световые планшеты, лежащий на столе. разделены на части, чтобы в совокупности частей было столько, сколько детей. В каждой из ячейки нарисован круг. Дети выполняют задание, дорисовывая элементы к кругу и называя свой предмет в дательном падеже).
Воспитатель: Дети, вы справились и с этим заданием.
(Звук голоса Кати) : Спасибо большое, дети, что вы помогли мне справиться со всеми заданиями мамиными. За это я приготовила сладкий сюрприз.
Воспитатель: Спасибо за сладкий сюрприз, его дети обязательно покушают после обеда. Катя, у тебя тяжелый пакет с продуктами. Останься у нас в группе, пока не приедет за тобой мама.
(Катя и дети садятся на стульчики)
III Рефлексия
Воспитатель: Дети, кто попросил нас помочь? Какие задания дала мама выполнить Кате? Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?