Светлана Валяева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Образовательная:
Учить самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы по картине. ; Работать над четким произношением звука «Ж»; Совершенствовать умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже, обозначающих детенышей животных.
2. Развивающая :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Составление рассказа по картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивать внимание, мышление, память, речь.
3. Воспитательная:
Воспитывать дружеские отношение между детьми, бережное отношение к животным.
Словарная работа: заросли, полакомиться, ежиха, ежата, ежонок.
Предварительная работа:
Наблюдение за животными, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей, рассказы по картине.
Ход занятия:
Лежала под елками Подушечка с иголками.
Лежала, лежала, Да побежала. (Ежик)
Он живёт в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки.
Если вдруг клубком свернётся
- Хищный зверь ни с чем вернётся.
В зубы, в лапы не возьмёшь Как его прозвали?.
-Правильно, это ёж. А что вы знаете о ежах? (ответы детей)
-Да, ребята, еж- это дикое животное. Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носиком. На спине он носит колючие иголки.
-А чем питается еж, вы знаете? (червями, жуками, ящерицами, мышками, лягушками, змеями.)
-Ребята, а как вы думаете, что делает ёж зимой?
-Правильно, он впадает в спячку до весны.
-А что делают ежи, когда их настигает опасность? (Они сворачиваются в клубок).
-Молодцы.
-А теперь, ребята, посмотрите на эту картину.
-Ребята, как вы думаете, как она называется? (ответы детей)
-Да, она называется «Ежи». Давайте её рассмотрим.
-О ком эта картина? (Эта картина о ежах)
-Как вы думаете, кто это?
-Да, это мама-ежиха. Давайте скажем вместе «ежиха». А теперь скажи ты, Катя. А теперь ты, Соня. Теперь мальчики, теперь девочки.
-А это кто?
-Да, ребята это ежата. Повторите, ежата. А теперь эта половина, эта.
-Ребята, а куда привела ежиха ежат? (на поляну)
-А какая поляна? (ответы детей)
-Поляна очень красивая. На ней среди зарослей травы много опавших листьев. Как вы думаете, почему много опавших листьев? Правильно, потому что это осень. А осенью всегда бывает листопад. А что такое заросли вы знаете? (ответы детей)
-Да, заросли- это густо разросшаяся трава. Давайте скажем вместе «заросли». Теперь вы вдвоём, вы. Ты, ты.
-А какая мама-ежиха? (большая, крупная)
-А ещё какая? Про неё можно сказать, что она осторожная. Как вы думаете, почему?
-Потому что она внимательно наблюдает за жуком. Давайте скажем вместе «Ежиха осторожная».Теперь ты, вы, вы, мальчики, девочки.
-А что она делает? (стоит и внимательно смотрит на жука) Давайте скажем вместе «Ежиха стоит и внимательно смотрит на жука.»
-А теперь давайте посмотрим на ежат. Какие они (маленькие, похожи на свою маму)
-А что делает этот ежонок? (Он испугался большого жука и свернулся в клубок, немного высунув голову наблюдает за жуком.) Давайте скажем вместе «Ежонок испугался большого жука и свернулся в клубок.» Теперь мальчики, теперь девочки. Теперь вы, вы, ты, ты.
-Ребята, кого испугался этот ежонок? (Жука) Что он сделал? (свернулся в клубок)
-А этот ежонок что делает? (Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним) .Давайте скажем вместе «Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним». А теперь вы, вы, вы, ты, ты.
-Ребята, а что делает третий ежонок? (Он внимательно следит за мамой, что она делает). Давайте скажем вместе «Он внимательно следит за мамой, что она делает». Теперь вы, вы, вы, ты, ты, мальчики, девочки.
-А как вы думаете, хорошо ли ежихе с ежатами на этой полянке? Почему? (ответы детей)
-Да, ребята, я тоже думаю, что им там хорошо, потому что на этой полянке много насекомых, которыми они могут полакомиться. А вы знаете, что значит полакомиться? Полакомиться значит вкусно поесть. Давайте скажем вместе «полакомиться». Повторите вы вдвоём, теперь вы. Теперь ты. Теперь ты, ты.
-А сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Сначала послушайте мой рассказ :
«Стоял тихий осенний вечер. Ежиха вывела своих ежат на небольшую полянку. Там среди зарослей лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Один ежонок следил за тем, что делает мама-ежиха. Другой ежонок охотился на кузнечика. Третий убежал в сторону и повстречал там жука. «Ой, какой страшный!»,- подумал ежонок и свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она приметила жука и внимательно смотрит на него.
Хорошо ежатам на лесной полянке.»
-Ребята, как я начала рассказ? Что я сказала потом? Чем я закончила рассказ?
-А теперь кто хочет составить рассказ по плану : О ком эта картина? Когда происходит действие? Что делают герои?
Постарайтесь рассказать интересно и выразительно. Вы можете рассказать о том, какая ежиха. Вы не только повторяйте мой рассказ, старайтесь сказать о том, о чём мы ещё не говорили.
-Молодец, Коля, ты хорошо рассказал про., но в следующий раз постарайся рассказать о.
-Молодец,Маша, ты хорошо рассказала про ежат.
А сейчас давайте и мы побудем ежатами.
Физминутка.
Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)
Сейчас мы с Вами выучим скороговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»
-Посмотрите и послушайте, как я это делаю. (Повторяю 2 раза)
-А теперь каждый проговорите эту скороговорку вполголоса.
-Таня, идём сюда и проговори эту скороговорку. Говори медленно и чётко. Молодец, садись.
- Теперь скажем вместе.
-А теперь скажите эта половина ребят, а теперь эта.
-Теперь скажите вы вдвоём, вы, вы.
-А теперь скажите девочки, а теперь мальчики.
-Теперь скажи, Катя. Скажи, Ефим. Скажи, Настя.
-Молодцы. Послушайте ещё раз.
-А теперь попробуем проговорить её в быстром темпе. Вот так: «Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки.» А ещё быстрее. Молодцы!
А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови семью»
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
-Молодцы, ребята!