Елена Аброськина
Конспект НООД по речевому развитию «Путешествие в страну красивой речи» с детьми старшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Конспект НООД по речевому развитию
«Путешествие в страну красивой речи»
(с детьми старшей группы)
Подготовила и провела: Е. Н. Аброськина,
воспитатель
Саранск, 2019 (сентябрь)
Конспект НООД в старшей группе по речевому развитию
Публикация «Конспект НООД по речевому развитию „Путешествие в страну красивой речи“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
«Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: развивать связную речь.
Программные задачи:
1. Образовательные:
Связная речь: продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название.
Словарь и грамматика: продолжать учить подбирать наиболее точные слова при составлении рассказа.
Звуковая культура речи : добиваться четкого произнесения слов и фраз; развивать интонационную выразительность речи.
2. Развивающие :
развивать речь детей посредством использования игровых технологий.
закреплять умения обобщать, классифицировать.
расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
• Развивать потребность к культурному общению.
• развитие и совершенствование всех сторон устной речи детей (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
3. Воспитательные:
• воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживания в сложившейся ситуации; воспитывать доброжелательность, отзывчивость, уважение к окружающему.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Материал:
Демонстрационный : презентация «Путешествие в страну Красивой речи», сюжетная картина «Строим дом» (серия «Мы играем», автор Е. Г. Батурина).
Раздаточный: картинки на каждого ребенка для игры «Четвертый лишний», шарики Су-Джок.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Словарная работа: везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.
Тип: открытое интегрированное занятие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма работы с детьми : совместная деятельность, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в детских книгах;
беседа с детьми «Мои любимые игры и игрушки», с/р игра «детский сад».
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Организационный момент. Дети стоят полукругом возле воспитателя
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встали с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим хорошее настроение!
Воспитатель: - Ребята, а хотите отправиться в путешествие?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться в путешествие, только необычное - в страну Красивой речи, где нас ждёт много удивительных, интересных событий! Вы согласны?
Дети: Согласны!
Воспитатель: - Только для этого нужно произнести волшебные слова:
Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В стране красивой речи очутись!
(На экране появляется картина волшебной страны «Красивой речи»)
Воспитатель: - Что вы видите на экране?
Беседа с детьми по вопросам :
Дети: - Красивый замок, яркое солнце, зелень и т. д.
Воспитатель: - Эта красивая страна и есть страна красивой речи.
Воспитатель: - А вы знаете какая речь называется красивой?
Дети: - Говорить не торопясь, четко, не кричать.
Воспитатель: - Правильно!
Каждый день, всегда везде,
На занятиях, в игре-
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
(Звучит гром и молния. Картинка стала черно - белой. Пропало солнце.)
Воспитатель: - Ребята, случилось что-то ужасное, эту страну заколдовал волшебник, который похитил лучики солнышка, и оно загрустило. В красивой стране красивой речи стало очень тихо, темно и печально.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему солнышку! А чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить несколько заданий! Поможем жителям этой сказочной страны?
Дети: - Поможем!
Воспитатель: -Тогда, садитесь поудобнее на стульчики! Вот и первое задание.
Дидактическая игра «Назови признаки»
Воспитатель: В стране правильной речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов, давайте поиграем – я назову предмет, а вы называете его признак: дом из кирпича
Дети: - кирпичный
Воспитатель: - сапоги из резины
Дети: - резиновые
Воспитатель: - дом из дерева
Дети: - деревянный
Воспитатель: - сумка из кожи
Дети: – кожаная
Воспитатель: - кораблик из бумаги
Дети: – бумажный
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Посмотрите, у солнышка появились первые лучики. Значит, мы на верном пути. Продолжаем наше путешествие по стране красивой речи.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Продолжаем мы с вами играть, предметы одним словом называть. Сейчас я буду называть несколько предметов, а вы будите говорить, как сказать, одним словом.
Воспитатель: - Береза, яблоня, дуб, сосна
Дети: – деревья
Воспитатель: - Корова, коза, свинья, собака
Дети: – домашние животные
Воспитатель: - Лось, лиса, медведь, волк
Дети: – дикие животные
Воспитатель: - Огурец, морковь, помидор, перец
Дети: – овощи
Воспитатель: - Юбка, куртка, футболка, брюки
Дети: – одежда
Воспитатель: - Автобус, самолет, корабль, скорая помощь
Дети: – транспорт
Воспитатель: - Кузнечик, комар, бабочка, жук
Дети: – насекомые
Воспитатель: - Мяч, юла, кукла, мишка
Дети: – игрушки
Воспитатель: - Молодцы, ребята, еще один лучик у нас появился.
Дидактическое упражнение «Назови ласково». (С использованием здоровьесберегающей технологии Су Джок).
Воспитатель: - А теперь вновь предлагаю поиграть, но уже с шариками Су-Джок. И мы будем не только играть и придумывать ласковые слова. Я называю слово, а вы называете это слово ласково, при этом шарик катаете в ладошке: шарик мы в ладошке катаем, слово знаем называем - стол
Дети: -столик
Воспитатель: - кот
Дети: -котик
Воспитатель: - рот
Дети: -ротик
Воспитатель: - дождь
Дети: -дождик
Воспитатель: - мяч
Дети: -мячик
Воспитатель: - Молодцы! Справились и с этим заданием.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю пройти к столам и поиграть в игру «Что лишнее?» На столах у вас лежат конверты с картинками. В начале рассматриваем картинки, четко проговариваем их названия, затем убираем лишнюю картинку и объясняем почему.
(Воспитатель спрашивает выборочно у 2-3 детей варианты ответов, и один ребенок работает самостоятельно у доски).
Ребята, посмотрите, у солнышка лучики появились.
-А теперь веселая детвора всё внимание сюда.
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Беседа по картине «Строим дом»
Воспитатель: - А вот и следующее задание. Посмотрите на картину. Кто нарисован на картине?
Дети: - Мальчики и девочки
Воспитатель: - Что делают дети?
Дети: - Играют, строят дом.
Воспитатель: - Как можно назвать эту картину?
Дети: - «Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».
Воспитатель: - Что делает этот мальчик?
Дети: - Ставит на дом флажок.
Воспитатель: - Как можно сказать об этом по-другому?
Дети: - Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т. п.
Воспитатель: - Что делает другой мальчик?
Дети: - Возит на машине кубики.
Воспитатель: - А по-другому как можно сказать?
Дети: - Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.
Воспитатель: - Что делает девочка?
Дети: - Привезла кукольную мебель.
Воспитатель: - А по-другому как об этом сказать?
Дети: Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.
Воспитатель: - А сейчас будем учиться составлять рассказ по картинке. Я буду помогать вам.
«На картинке изображены. (ребята). Ваня одет., Антон одет., Марина одета. Они собрались. (поиграть). Ваня. (в грузовике возит кубики). Антон из них. (строит красивый дом). Он. (на крышу поставил флаг). Марина. (в грузовике привезла кукольную мебель). Потом они построят. (больницу для кукол). Мне нравится эта. (картинка)».
(Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, побуждая их не повторять ответы друг друга).
Воспитатель: - Ребята, у вас получились очень интересные рассказы. Ой, ребята, смотрите, у солнышка появились все лучики. Оно засияло. Злое колдовство мы с вами победили.
Воспитатель: - Ребята, какое солнышко?
Дети: - Яркое, теплое, лучистое, желтое, доброе, милое, ласковое, радостное, веселое.
Воспитатель: - Посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Всё вокруг засияло красками.
-Молодцы, ребята.
-Ну, что ж, настало время прощаться.
Домой, в детский сад пора нам возвращаться!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Что позволило нам восстановить картину страны Красивой речи?
Дети: - Выполненные задания
Воспитатель: - Зачем мы это делали?
Какое задание для вас было самым трудным? Почему? Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Почему? Что вы расскажите родителям о нашем необычном занятии?