Анна Покшина
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Животные весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы и животные весной»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Расширение и обогощение словаря по теме;
- Закрепление обобщающего понятия “перелетные птицы”, “дикие животные”;
- Закрепить навыки словообразования детенышей животных и птенцов птиц в Р. п. мн. числа;
- Закрепить навыки образования мн. числа от имен существительных;
- Закрепить знания о признаках весны.
Коррекционно-развивающие :
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Дикие животные весной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать зрительное восприятие, память и внимание;
- Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-образовательные:
- Формировать положительную установку на участие в занятии;
- Воспитывать навыки сотрудничества;
- Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: предметные картины по теме “весна”, “перелетные птицы”, “дикие животные”; силуэтные изображения диких животных, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упражнение «Когда это бывает?».
Предложить детям ответить на вопрос: «Когда это бывает?» :
Солнце сильно греет, травка зеленеет. Ягоды собирают, на пляже загорают.
Солнце слабо греет, листики желтеют. Дожди поливают, люди урожай собирают.
Солнце не греет, повсюду снег белеет. Мороз донимает, люди шубы надевают.
Солнце припекает, снег повсюду тает. Почки набухают, птицы с юга прилетают.
Как вы думаете, в какое время года это бывает?
После какого времени года наступает весна?
2. Сообщение темы занятия:
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. Сегодня мы с вами поговорим о изменениях в природе с приходом весны.
3. Упражнение «К нам пришла весна».
Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:
Что такое весна? (Весна - это время года.)
Как начинает пригревать солнце?
Что от этого происходит?
Что происходит, когда тает много снега?
Что появляется на земле, где растаял снег?
Что вырастает на проталинах?
Что набухает на ветках?
Что происходит со льдом на реках?
Кто просыпается после зимы?
Кто возвращается из теплых краев? Почему?
4. Игра «Фото-загадка».
Предложить детям угадать, каких животных сфотографировали. (животные в силуэтном изображении.)
Кто живет в лесу? Кто они все вместе?
Почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу.)
5. Упражнение “Весенние изменения в жизни животных”
- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?
В жизни животных происходят изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней)
- Что происходит с теми животными, которые всю зиму спали?
Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.
- А какие ещё животные просыпаются весной?
Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.
Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.
- Поговорим какая окраска у белочки?
- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?
Заяц меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
6. Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании) :
Весной у животных появляются детеныши,
У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
7. Физкультминутка: «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
8. Упражнение “Весенние изменения в жизни птиц”
- Почему весной становится так много птиц? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
- Назовем перелетных птиц: кукушка, утка, журавль, грач, скворец, лебедь, соловей.
- Чем занимаются перелетные птицы весной?
9. Игра с мячом «Скажи во множественном числе».
Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвращает мяч логопеду. То же самое и с дикими животными.
В лесу живет заяц. (В лесу живут зайцы.) И т. д.
10. Итог занятия:
О каком времени года мы говорили на занятии? Как назвать животных леса? Как называются птицы которые прилетели из теплых краев?Какие изменения происходят в жизни животных и птиц весной? Молодцы ребята!