Елена Гутрина
Конспект НОД по речевому развитию «Осень, осень, где ты бродишь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.
Развивающие :
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Осень, осень, где ты бродишь?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам.
Оборудование: осенние листья, картинки грибов, разрезные картинки птиц.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы на экологическую тему.
2. Рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику.
3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.
4. Разучивание примет и загадок об осенних явлениях.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, отгадывание загадки, дыхательная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая игра, подведение итогов.
НОД.
Воспитатель: Ребята, наше теплое лето прошло. Неслышными шагами пришло к нам другое время года, а какое? Отгадайте загадку:
Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила…осень.
Дети: Осень.
Воспитатель: Только где же она? Давайте пойдем ее искать. А искать мы будем в лесу. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Откройте глаза, а вот мы и на осенней полянке.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот и первые следы осени, листья. Походите по листикам. Слышите, как они шуршат? Осенью листья меняют свой цвет с зеленого на желтый, оранжевый, коричневый и даже красный. Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами. Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ЛИСТЬЯ И НАЗОВИ ИХ»
Дети ходят по полянке и находят одинаковые по форме и цвету листья и называют их.
Лист дуба – дубовый
Лист клена – кленовый
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист тополя – тополиный
Лист рябины – рябиновый
Воспитатель: Давайте подуем на листочек.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕР»
Воспитатель произносит слова, дети повторяют.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте сядем на осенний ковер из листьев и продолжим искать осень.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДА ИЛИ НЕТ?» (дайте правильный ответ)
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы можете мне назвать?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРИМЕТЫ ОСЕНИ»
Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Поиграли немножко, а сейчас давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА «МЫ – ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Отдохнули и продолжаем искать осень. Посмотрите, ребят, это пенек. А что растет вокруг пенька? Смотрите, что это?
Дети: Грибы.
Воспитатель: А какие грибы бывают?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Воспитатель: А какие съедобные грибы вы знаете?
ИГРА «НАЗОВИ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ»
Дети находят и называют грибы: Подберёзовик, опята, лисички, подосиновик.
Воспитатель: А несъедобные?
Дети: Мухомор.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, в природе все взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу. Мы сейчас с вами наберем грибов.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПО ГРИБЫ»
Брызжет дождик всё сильней. (взмахи кистями перед собой)
В лес пора идти скорей.
Там, небось, на каждой кочке (одна ладонь-ножка, другая-шляпка)
Повылазили грибочки.
Как бы нам успеть, пока
Нет там Саньки-грибника.
Он глазастый – так и знай: (колечки около глаз из указательного и большого пальцев)
Соберёт весь урожай!
Сыроежки и маслята, (загибают пальцы по очереди)
Грузди, рыжики, опята.
Полон, полон кузовок! (кольцо из рук перед собой)
В лес придём ещё разок.
(Фрида Полак)
Воспитатель: Ребята, что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете?
Дети: Все птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: А какие птицы остались у нас?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Верно, зимующие птицы. Назовите их?
ИГРА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Дети составляют из разрезных картинок целые части зимующих птиц.
Дети: Дятел, клест, снегирь, воробьи, голуби ….
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, чем они питаются зимой?
Дети: Ягодами, такими как рябина, калина.
Воспитатель: Ребята, оказывается наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды. А как мы с вами помогаем птицам зимой?
Дети: Зимой мы делаем кормушки и насыпаем им семечки, крошки хлеба, сало.
Воспитатель: Значит ребята, осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты?
Дети: Птицы улетают в теплые края, а животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Не будем мешать животным и птицам. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Вот мы и в саду.
Итог занятия.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?