Елена Митряйкина
Конспект НОД по речевому развитию (обучению грамоте) «Вперёд! На поиски Азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
• Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
• Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
• Закрепить умения делить слова на слоги;
• Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию (обучению грамоте) „Вперёд! На поиски Азбуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Уточнять понятия «звук» и «буква»;
• Развивать внимание, память, мышление;
• Закрепить умение работать у доски;
• Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
• Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Образовательная деятельность – речевое развитие (обучение грамоте).
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; «Составь предложение», «Назови правильно», «Сосчитай – ка», «Угадай звук», «Составь слово».
Оборудование: ноутбук, мольберт.
Материал для занятия:
презентация занятия, 3 конверта с заданиями, два ключа: один разделен на три части, другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного, зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.
Раздаточный материал:
Карточки для составления звуко – буквенного анализа слова, цветные карандаши, простой карандаш.
Форма проведения: квест
Методы: словесные, наглядные, практические.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация.
3. Умственная разминка.
4. Игра «Что такое предложение?»
5. Составление рассказа по картинкам.
6. Игра «Назови правильно»
7. Упражнение с мячом «Сосчитай – ка».
8. Физкультминутка «Волшебный дождик»
9. Игра «Составь слово»
10. Игра «Угадай звук»
11. Звуко – буквенный анализ слова
12. Пальчиковая гимнастика «Замок»
13. Рефлексия.
I. Вводная часть
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Упражнение на командообразование «Солнышко»
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки! От добрых слов стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
II. Основная часть
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! В звуковое царство - буквенное государство, пробрались злые разбойники похитили Азбуку и спрятали ее. Жители этого царства-государства очень расстроились. Как же они будут учить ребят читать и писать. Но если вы отгадаете все задания, то сможете найти азбуку. Ваши буквы и звуки»
Воспитатель: Ну что ребята, поможем вернуть Азбуку обратно? Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит мы с вами отправимся в звуковое царство - буквенное государство. Давайте соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:
«Раз, два, три, в звуковое царство - буквенное государство нас веди!»
Воспитатель: Чтобы найти Азбуку мы должны выполнить разные задания. Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Воспитатель: Ребята, чтобы нам найти первый конверт, нужно отгадать загадку о месте его нахождения:
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой красивый… (шкаф)
Дети находят конверт №1
Конверт №1 «Предложение»
1 задание. Игра «Что такое предложение?»
Воспитатель: Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.
1. Быстрый по поляне бежать заяц.
2. Красивый плавает лебедь в пруду.
3. Кукла взяла Катя.
4. Дети участок гуляют весной на.
5. Мама интересную читать книгу.
Воспитатель: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).
Воспитатель: Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности, и затем по ним составьте небольшой рассказ.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились
Достаю из конверта часть изображения ключа, и выставляю его на мольберт.
Воспитатель: А какой конверт мы откроем следующий? Второй конверт с заданиями сложнее. Надо постараться, выполнить его. Ну где же нам его искать? Отгадайте загадку:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже… (Зерколо)
Дети находят конверт №2
Конверт №2 «Слово»
3 задание. Игра «Назови правильно»
Воспитатель: Вы знаете, уже много слов. Назови какие слова ты знаешь:
1. Как можно одним словом назвать следующие слова
Мячик, кукла, юла, пирамидка, машинка (игрушки)
Ель, береза, сосна, осина, дуб (деревья)
Медведь, заяц, белка, лиса, волк (дикие животные)
Лошадь, овца, коза, корова, свинья (домашние животные)
Стакан, сковорода, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
2. Какой посуда может быть по материалу, из чего она сделана? (глиняная, металлическая, стеклянная, фарфоровая, пластмассовая).
3. Подберите слова, противоположные по смыслу: темный, длинный, черный, быстрый, говорить, смеяться, громко, много, легко.
4 задание. Упражнение с мячом «Сосчитай – ка»
(Согласование числительных с существительными)
- Ребята давайте посчитаем –
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно яблоко, два яблока, пять яблок.
Один карандаш, два карандаша, пять карандашей.
Одна книга, две книги, пять книг.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кисть, две кисти, пять кистей.
Одна гитара, две гитары, пять гитар.
Один петух, два петуха, пять петухов.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физкультминутку проведем!
Физкультминутка:
Игра на командообразование «Волшебный дождик»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами выполняли задания, пошел дождик. Но в нашем царстве – буквенном государстве это необычный дождик, а волшебный. Он склеил всех нас вместе, в одну цепочку. Для того, чтобы мы смогли освободиться, необходимо преодолеть несколько препятствий.
Дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего, и передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия, стараясь не разорвать цепочку:
• подняться на стул и сойти с него;
• проползти под столом;
• обогнуть «широкое озеро»;
• пробраться через «дремучий лес».
5 задание. Игра «Составь слово»
Воспитатель: Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились!
Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.
Воспитатель: Ребята, нам осталось найти последний конверт с заданиями! Слушайте внимательно загадку:
В нашей группе одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы.
Знойным летом – снег идет,
А зимою – сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
Дети находят конверт №3
Конверт №3 «Звук и буква».
6 задание. Игра «Угадай звук»
Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его записывайте и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:
1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)
4. Бу – бу – бу - побелили мы трубу.
5. Пароход гудит трубой, (звук У)
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»
6.«У меня прекрасный слух!» - (звук К)
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!»
7. Анечка упала на пол, (звук А)
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А!
Воспитатель: Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.
Воспитатель: А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой?
Один ребёнок выполняет задание на доске, остальные за столом.
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (ключик). Правильно мы его расколдовали.
Воспитатель: А что можно открыть ключом? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана Азбука (смотрим схему и идём).
Воспитатель: Я буду открывать ключом, а, чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Мы замочком постучали
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
Мы замочек покрутили
(Волнообразные движения.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим азбуку.
Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились и нашли мы с вами Азбуку. За это жители звуковое царство - буквенное государство дарят вам раскраски – буквы.
Воспитатель: Ребята, нужно произнести волшебные слова, чтобы снова оказаться в нашем родном садике: «Раз, два, три, в группу нашу нас веди!»
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.