Получи документы

Конспект НОД по речевому развитию «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы

Елена
Конспект НОД по речевому развитию «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

Конспект

непосредственная образовательная деятельность

по речевому развитию

на тему: «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни»

для детей старшей группы.

Подготовила: Кисель Елена Александровна

воспитатель 1 кв. категории ГБДОУ «ДСКВ № 1»

г. Санкт-Петербург

2020 год

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Военная летопись Ленинграда, Дорога жизни“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Конспект занятия по развитию речи по обогащению знаний детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Обучающие: расширить знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда и работе ледовой трассы «Дороге жизни».

Развивающие : формировать знания детей об организации жизни и быта в городе во время войны, закреплять навыки речевой деятельности детей на патриотическом материале, развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы, активно участвовать в диалоге с воспитателем, развивать устную речь у детей.

Воспитывающие: воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, гордости и эмоционального сопереживания. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Словарная работа: город-герой, мемориал «Разорванное кольцо», котелок, ледовая трасса, Ладожское озеро, полынья.

Оборудование занятия: магнитный планшет для демонстрации наглядного материала.

Демонстрационный материал: военные картинки формата А 4 с изображением санного обоза, груженных полуторок, Ледовой трассы, иллюстрация мемориала «Разорванное кольцо». Весь демонстрационный материал размещен на планшете.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление экспозиции, посвященной блокаде Ленинграда, в которой «Дорога жизни» занимает большую часть. Самостоятельно написано стихотворение «Был город – фронт. Была Блокада…».

Предшествующая работа с детьми: рассматривание иллюстраций, изображающих монументы, мемориалы и памятники защитникам города, чтение художественных произведений: Н. Ходза «Дорога жизни», М. Сухачев «Дети блокады», Т. Цинберг «Седьмая симфония», Ю. Герман «Вот как это было», Г. Черкашин «Кукла», прослушивание песен и музыки военных лет, чтение стихов о блокадном городе: В. Чазова «Ладожский курган» ,В. Инбер «За залпом залп. Гремит салют», Н. Алексеева «Городу Ленинграду», разучивание стихотворения Н. Алексеевой «Люди Ленинграда, вы – герои», тематические беседы: «Дорога жизни», «Салют над городом», «Жизнь в блокадном городе», НОД по рисованию «Разорванное кольцо», «Салют над Невой», НОД аппликация «Военные окна», тематический досуг «Блокада Ленинграда», выставка детского изобразительного творчества.

Индивидуальная работа с детьми на НОД: описывается какая работа, с кем и в какой части занятия планируется к проведению. Эта работа вписывается в ту часть конспекта занятия, в которой она запланирована.

Структура занятия: вводная, основная и заключительная часть.

Методические приемы: игровые, наглядные, словесные, практические, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Организация детей на занятии : дети рассаживаются полукругом перед планшетом.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что я вам принесла (воспитатель отдает детям солдатский котелок, они передают его друг другу, а в нем бренчат гайки, болты, шурупы и т. д. Котелок возвращают воспитателю).

В-ль: - Ребята, вы догадались, что это такое? Дети (Да, железная или металлическая посуда, ведерко).

В-ль: - Молодцы, вы думаете верно. Эта металлическая посуда называется котелок. Во время войны такие котелки носили с собой солдаты. А для чего нужна посуда? Дети (варить еду, кушать из нее).

В-ль: - Правильно. Только непонятно, зачем в нашем котелке бренчат гайки, шурупы, болты? Хотите разгадать эту загадку? Дети (да, хотим). Тогда слушайте.

2. Основная часть.

В-ль:- Мы с вами уже много знаем о том, как тяжело было нашему городу в дни блокады. И единственной дорогой, по которой в город доставляли продукты, была ледяная трасса Ладожского озера, которую так и назвали «Дорога жизни». Сегодня я прочту вам рассказ «Волшебный котелок». Вы, пожалуйста, внимательно послушайте и тогда сможете отгадать загадку нашего котелка.

Воспитатель читает рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни» автора Н. Ходза. В нем говорится о том, что водители полуторок, совершавшие рейсы по «Дороге жизни», вешали котелки с бренчащими железками у себя над головой, чтобы не уснуть в пути от усталости и тем самым не сбиться с пути и не попасть в полынью и не потерять жизненно необходимый груз.

По окончании чтения рассказа воспитатель задает детям вопросы, на которые они последовательно отвечают, вовлекая их тем самым в диалог, в результате которого дети применяют умение анализировать и делать выводы, приближаясь к разгадке солдатского котелка.

( расписывается индивидуальная работа: какая и с кем).

- Что постоянно шептал водитель Маков?

- Почему у водителя слипались глаза, и он боялся уснуть?

- Что сделал водитель, пока разгружали его машину?

- Кого приказали доставить на другой берег водителю Макову?

- Что происходило вокруг, пока ехала машина, и от чего проснулся полковник?

- Что увидел полковник над головой водителя?

- Как объяснил водитель, для чего ему котелок?

- Дети, кто из вас уже догадался, в чем загадка нашего котелка?

В-ль: - Предлагаю немного отдохнуть и заодно вспомнить, что защищали «Дорогу жизни» отважные летчики, которые вступали в бой с вражескими самолетами, бомбившими ледяную трассу.

Физкультминутка «Самолеты».

Чтоб отправиться в полет (ставим ноги на ширине плеч)

Мы заводим самолет (поочередное круговое вращение руками).

Руки ставим мы вразлет: (руки разводим в стороны)

Начинается полет.

Делай «раз» и делай «два» (повороты влево – вправо)

Мах крылом туда – сюда (наклоны влево – вправо).

А теперь летим вперед

И никто не отстает (легкий бег по кругу, руки в стороны).

Дружно мы летим по кругу,

Если что, поможем другу (дети бегут в парах).

Вот и наш аэродром,

Друга не задень крылом (перестраиваются по одному).

Стоп, и скорость мы снижаем (переходят на шаг)

И тихонько приседаем (останавливаются, приседают).

Наш закончился полет. Отдыхает самолет.

В-ль: - Молодцы! (дети возвращаются на стульчики)

В-ль:- Дети, посмотрите, пожалуйста, на планшет. Кто из вас знает, как называется этот мемориал (указывает на «Разорванное кольцо»? Чему он посвящен? В каком месте он находится? Ответы детей.

В-ль: - Правильно, молодцы. Этот мемориал называется «Разорванное кольцо». Он посвящен прорыву блокады города-героя Ленинграда. Находится на берегу Ладожского озера в том месте, где проходила «Дорога жизни». Что еще вы видите на картинках? Ответы детей (санный обоз, машины с грузом, Ледовая трасса, Ледовая дорога).

(в-ль показывает на картинки, в первую очередь спрашивает детей, с кем запланирована индивидуальная работа)

В-ль: - Все правильно, все эти картинки о «Дороге жизни». Послушайте, какое стихотворение я сама сочинила о «Дороге жизни».

Был город-фронт. Была Блокада.

Далекий 41 –вый год.

Враг рвался к стенам Ленинграда,

Но захватить его не смог.

Не покорился город славный.

Теперь герой он на века!

«Дорога жизни» стала главной

И Ленинград тогда спасла.

И днем, и ночью. Рейс за рейсом

Ломая тонкий, хрупкий лед,

Машины шли. Над ними мессер

Бомбит дорогу и ревет.

Там было страшно и опасно.

Взрывались бомбы, лед трещал.

Там люди погибали часто,

Но каждый Ленинград спасал.

И город выжил. Он сражался.

Он победил назло врагу.

И над Невой салют раздался!

И я горжусь, что в нем живу!

В-ль: - Ребята, я неслучайно сегодня прочла вам рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни». Когда мы читаем в книгах разные истории, то иногда задумываемся, было это на самом деле или автор все придумал. Так вот дети, эта история самая настоящая. Водители на самом деле вешали бренчащие котелки у себя над головой, чтобы не уснуть. А узнала я про это, когда была маленькой девочкой, такой как вы сейчас, от одной пожилой женщины, которая жила со мной в соседней квартире. Звали ее Иванова Клавдия Никаноровна. Она рассказала мне, что во время войны работала шофером и возила грузы по «Дороге жизни». Была она в то время совсем молоденькой, было ей очень страшно, но хотелось принести пользу людям, помочь городу и победить врага. Только еще рассказывала Клавдия Никаноровна, что котелок подвешивали так, чтобы он иногда постукивал по голове, тоже чтобы не заснуть. А то заснешь за рулем и собьешься с дороги, да и попадешь в полынью, которая образовалась от разрыва бомбы. И я горжусь тем, что сегодня могу рассказать вам ее историю, чтобы мы помнили и уважали подвиг пожилых людей, которые во время войны были очень молоды, но стойко сражались с врагом за наш город Ленинград и за нашу Родину.

3. Заключительная часть.

В-ль: - Дети, что вам больше всего понравилось на занятии? Интересным был рассказ «Волшебный котелок»? Мой рассказ о Клавдии Никаноровне поможет вам лучше запомнить, как использовали солдатский котелок водители машин на «Дороге жизни»? Как вы думаете, надо изучать и помнить историю нашего города-героя? Как назывался наш город во время войны? Нужно ли уважать и помогать пожилым жителям нашего города? Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались. Были активными, внимательными. Правильно отвечали на вопросы.

Примечание: обычно это занятие проводится в конце января на неделе, посвященной «Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Ежегодно в нашем саду среди воспитанников проводится конкурс чтецов, посвященный «Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». С моим стихотворением ребята тоже принимают участие

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ «Военная техника — защитница и помощница солдат» для детей старшей группыКонспект занятия по ФЦКМ «Военная техника — защитница и помощница солдат» для детей старшей группы Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии. Программные задачи: - Расширять представления.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы
Опубликовано: 26 мая 2020 в 20:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД