Елена
Конспект НОД по речевому развитию «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
Конспект
непосредственная образовательная деятельность
по речевому развитию
на тему: «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни»
для детей старшей группы.
Подготовила: Кисель Елена Александровна
воспитатель 1 кв. категории ГБДОУ «ДСКВ № 1»
г. Санкт-Петербург
2020 год
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Военная летопись Ленинграда, Дорога жизни“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Конспект занятия по развитию речи по обогащению знаний детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.
Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.
Задачи:
Обучающие: расширить знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда и работе ледовой трассы «Дороге жизни».
Развивающие : формировать знания детей об организации жизни и быта в городе во время войны, закреплять навыки речевой деятельности детей на патриотическом материале, развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы, активно участвовать в диалоге с воспитателем, развивать устную речь у детей.
Воспитывающие: воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, гордости и эмоционального сопереживания. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Словарная работа: город-герой, мемориал «Разорванное кольцо», котелок, ледовая трасса, Ладожское озеро, полынья.
Оборудование занятия: магнитный планшет для демонстрации наглядного материала.
Демонстрационный материал: военные картинки формата А 4 с изображением санного обоза, груженных полуторок, Ледовой трассы, иллюстрация мемориала «Разорванное кольцо». Весь демонстрационный материал размещен на планшете.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление экспозиции, посвященной блокаде Ленинграда, в которой «Дорога жизни» занимает большую часть. Самостоятельно написано стихотворение «Был город – фронт. Была Блокада…».
Предшествующая работа с детьми: рассматривание иллюстраций, изображающих монументы, мемориалы и памятники защитникам города, чтение художественных произведений: Н. Ходза «Дорога жизни», М. Сухачев «Дети блокады», Т. Цинберг «Седьмая симфония», Ю. Герман «Вот как это было», Г. Черкашин «Кукла», прослушивание песен и музыки военных лет, чтение стихов о блокадном городе: В. Чазова «Ладожский курган» ,В. Инбер «За залпом залп. Гремит салют», Н. Алексеева «Городу Ленинграду», разучивание стихотворения Н. Алексеевой «Люди Ленинграда, вы – герои», тематические беседы: «Дорога жизни», «Салют над городом», «Жизнь в блокадном городе», НОД по рисованию «Разорванное кольцо», «Салют над Невой», НОД аппликация «Военные окна», тематический досуг «Блокада Ленинграда», выставка детского изобразительного творчества.
Индивидуальная работа с детьми на НОД: описывается какая работа, с кем и в какой части занятия планируется к проведению. Эта работа вписывается в ту часть конспекта занятия, в которой она запланирована.
Структура занятия: вводная, основная и заключительная часть.
Методические приемы: игровые, наглядные, словесные, практические, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Организация детей на занятии : дети рассаживаются полукругом перед планшетом.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что я вам принесла (воспитатель отдает детям солдатский котелок, они передают его друг другу, а в нем бренчат гайки, болты, шурупы и т. д. Котелок возвращают воспитателю).
В-ль: - Ребята, вы догадались, что это такое? Дети (Да, железная или металлическая посуда, ведерко).
В-ль: - Молодцы, вы думаете верно. Эта металлическая посуда называется котелок. Во время войны такие котелки носили с собой солдаты. А для чего нужна посуда? Дети (варить еду, кушать из нее).
В-ль: - Правильно. Только непонятно, зачем в нашем котелке бренчат гайки, шурупы, болты? Хотите разгадать эту загадку? Дети (да, хотим). Тогда слушайте.
2. Основная часть.
В-ль:- Мы с вами уже много знаем о том, как тяжело было нашему городу в дни блокады. И единственной дорогой, по которой в город доставляли продукты, была ледяная трасса Ладожского озера, которую так и назвали «Дорога жизни». Сегодня я прочту вам рассказ «Волшебный котелок». Вы, пожалуйста, внимательно послушайте и тогда сможете отгадать загадку нашего котелка.
Воспитатель читает рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни» автора Н. Ходза. В нем говорится о том, что водители полуторок, совершавшие рейсы по «Дороге жизни», вешали котелки с бренчащими железками у себя над головой, чтобы не уснуть в пути от усталости и тем самым не сбиться с пути и не попасть в полынью и не потерять жизненно необходимый груз.
По окончании чтения рассказа воспитатель задает детям вопросы, на которые они последовательно отвечают, вовлекая их тем самым в диалог, в результате которого дети применяют умение анализировать и делать выводы, приближаясь к разгадке солдатского котелка.
( расписывается индивидуальная работа: какая и с кем).
- Что постоянно шептал водитель Маков?
- Почему у водителя слипались глаза, и он боялся уснуть?
- Что сделал водитель, пока разгружали его машину?
- Кого приказали доставить на другой берег водителю Макову?
- Что происходило вокруг, пока ехала машина, и от чего проснулся полковник?
- Что увидел полковник над головой водителя?
- Как объяснил водитель, для чего ему котелок?
- Дети, кто из вас уже догадался, в чем загадка нашего котелка?
В-ль: - Предлагаю немного отдохнуть и заодно вспомнить, что защищали «Дорогу жизни» отважные летчики, которые вступали в бой с вражескими самолетами, бомбившими ледяную трассу.
Физкультминутка «Самолеты».
Чтоб отправиться в полет (ставим ноги на ширине плеч)
Мы заводим самолет (поочередное круговое вращение руками).
Руки ставим мы вразлет: (руки разводим в стороны)
Начинается полет.
Делай «раз» и делай «два» (повороты влево – вправо)
Мах крылом туда – сюда (наклоны влево – вправо).
А теперь летим вперед
И никто не отстает (легкий бег по кругу, руки в стороны).
Дружно мы летим по кругу,
Если что, поможем другу (дети бегут в парах).
Вот и наш аэродром,
Друга не задень крылом (перестраиваются по одному).
Стоп, и скорость мы снижаем (переходят на шаг)
И тихонько приседаем (останавливаются, приседают).
Наш закончился полет. Отдыхает самолет.
В-ль: - Молодцы! (дети возвращаются на стульчики)
В-ль:- Дети, посмотрите, пожалуйста, на планшет. Кто из вас знает, как называется этот мемориал (указывает на «Разорванное кольцо»? Чему он посвящен? В каком месте он находится? Ответы детей.
В-ль: - Правильно, молодцы. Этот мемориал называется «Разорванное кольцо». Он посвящен прорыву блокады города-героя Ленинграда. Находится на берегу Ладожского озера в том месте, где проходила «Дорога жизни». Что еще вы видите на картинках? Ответы детей (санный обоз, машины с грузом, Ледовая трасса, Ледовая дорога).
(в-ль показывает на картинки, в первую очередь спрашивает детей, с кем запланирована индивидуальная работа)
В-ль: - Все правильно, все эти картинки о «Дороге жизни». Послушайте, какое стихотворение я сама сочинила о «Дороге жизни».
Был город-фронт. Была Блокада.
Далекий 41 –вый год.
Враг рвался к стенам Ленинграда,
Но захватить его не смог.
Не покорился город славный.
Теперь герой он на века!
«Дорога жизни» стала главной
И Ленинград тогда спасла.
И днем, и ночью. Рейс за рейсом
Ломая тонкий, хрупкий лед,
Машины шли. Над ними мессер
Бомбит дорогу и ревет.
Там было страшно и опасно.
Взрывались бомбы, лед трещал.
Там люди погибали часто,
Но каждый Ленинград спасал.
И город выжил. Он сражался.
И над Невой салют раздался!
И я горжусь, что в нем живу!
В-ль: - Ребята, я неслучайно сегодня прочла вам рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни». Когда мы читаем в книгах разные истории, то иногда задумываемся, было это на самом деле или автор все придумал. Так вот дети, эта история самая настоящая. Водители на самом деле вешали бренчащие котелки у себя над головой, чтобы не уснуть. А узнала я про это, когда была маленькой девочкой, такой как вы сейчас, от одной пожилой женщины, которая жила со мной в соседней квартире. Звали ее Иванова Клавдия Никаноровна. Она рассказала мне, что во время войны работала шофером и возила грузы по «Дороге жизни». Была она в то время совсем молоденькой, было ей очень страшно, но хотелось принести пользу людям, помочь городу и победить врага. Только еще рассказывала Клавдия Никаноровна, что котелок подвешивали так, чтобы он иногда постукивал по голове, тоже чтобы не заснуть. А то заснешь за рулем и собьешься с дороги, да и попадешь в полынью, которая образовалась от разрыва бомбы. И я горжусь тем, что сегодня могу рассказать вам ее историю, чтобы мы помнили и уважали подвиг пожилых людей, которые во время войны были очень молоды, но стойко сражались с врагом за наш город Ленинград и за нашу Родину.
3. Заключительная часть.
В-ль: - Дети, что вам больше всего понравилось на занятии? Интересным был рассказ «Волшебный котелок»? Мой рассказ о Клавдии Никаноровне поможет вам лучше запомнить, как использовали солдатский котелок водители машин на «Дороге жизни»? Как вы думаете, надо изучать и помнить историю нашего города-героя? Как назывался наш город во время войны? Нужно ли уважать и помогать пожилым жителям нашего города? Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались. Были активными, внимательными. Правильно отвечали на вопросы.
Примечание: обычно это занятие проводится в конце января на неделе, посвященной «Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Ежегодно в нашем саду среди воспитанников проводится конкурс чтецов, посвященный «Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». С моим стихотворением ребята тоже принимают участие