Екатерина Борисовна Егошкина
Конспект НОД по речевому развитию «Огонь — друг или враг человека?» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- способствовать овладению речью как средством общения у детей старшего дошкольного возраста;
способствовать формированию представлений о безопасном поведении при обращении с огнём у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• создавать условия для обогащения активного словаря;
• развивать связную речь: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; давать на вопрос полные ответы;
• создавать условия для составления с детьми правил предотвращения пожара;
• уточнять знания о причинах пожара;
• познакомить со снаряжением пожарных;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Огонь — друг или враг человека?“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
• содействовать расширению практического опыта детей при выборе правильного варианта поведения в создавшейся ситуации;
• расширять представления детей о значении огня в жизнедеятельности человека;
• воспитывать уверенность в собственных силах.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Методы и приёмы: рассказ воспитателя, вопросы, побуждающие детей к мыслительной деятельности, демонстрация слайдов, загадывание загадок, тренинг, проблемная ситуация (диалог по телефону, использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика).
Словарная работа: легковоспламеняющиеся предметы, спёкшийся песок, горючее, пожарный шлем, маска пожарного, маска-противогаз, боевая одежда пожарного, рукавицы, искрится, полыхает, вспыхивает, пылает, беспощадный, отважные, мужественные, выносливые, подготовленные, неисправленные электроприборы, диспетчер.
Оборудование: изображение огня, карточки со знаками «+» и «-», свеча, два телефона, стакан, бумага, кирпич, пирог, тарелка с кашей, чайник с водой, игрушки: самолёт, машина, слайды, иллюстрации по теме.
Ход НОД:
1. Мотивационно-организационный этап
В: Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра.
Тренинг «Доброе утро» (дети, держась за руки, поочерёдно поворачиваются друг к другу и желают доброго утра рядом стоящему ребёнку, называя его по имени (фразу произносить чётко и внятно).
Вос-ль: (дети садятся на стульчики) Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте, что это такое?
Кто меня не бережется,
Тот так скоро обожжётся.
(Огонь)
Вос-ль: Да, правильно, это огонь. Как вы думаете, огонь – это наш друг, или наш враг? (Ответы детей). Вот давайте с вами и разберёмся.
2. Содержательный этап
На заранее подготовленный фланелеграф, на середину, вывешивается картинка «огонь».
В ходе беседы, детьми вывешиваются на фланелеграф знаки «+» и «-» слева и справа от «огня».
На столе выставлены разные предметы, которые связаны с огнём.
Блюдце с кашей, пирог, чайник с водой.
Вос-ль: Как эти предметы связаны с огнём? (Ответы детей). С помощью огня жарят, варят, пекут, подогревают, кипятят. Значит огонь нам нужен для приготовления пищи «+».
Кирпич – глину смешали с песком и обожгли огнём, так получился кирпич. Для чего нужен кирпич? (Ответы детей). Значит огонь нужен для строительства «+».
Стеклянный стакан – однажды путешественники развели костёр, положив дрова на какие-то красивые кусочки неизвестного материала. Так получилось стекло. В него превратился песок спёкшийся с белыми камнями – содой. Из стекла люди научились делать что? (Ответы детей) «+».
Бумага – уж бумага-то, казалось бы, огня боится, но без огня и её самой не было бы. Ведь бумагу делают из измельчённого дерева, которое приходится разогревать с помощью огня. Для чего людям нужна бумага? (Ответы детей) «+».
Самолёт – как самолёт связан с огнём? Огонь заставляет вертеться пропеллер самолёта. Огонь поднимает в воздух космические ракеты, воздушные шары (он наполняет их горячим воздухом) «+».
Машина – движется с помощью бензина. А бензин – это горючее, которое сгорает при движении. Значит огонь нужен и для того, чтобы мы могли передвигаться на транспорт «+».
Вос-ль: Посмотрите, сколько всего полезного и необходимого даёт нам огонь. Значит можно назвать его нашим другом? (Ответы детей.)
А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку:
Это тесный-тесный дом, сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть как костёр! (Спички).
Вос-ль: Правильно. Посмотрите, что я сейчас сделаю.
Воспитатель поджигает бумагу на блюдце. Рядом стакан с водой.
Вос-ль: Что стало с бумагой? (Ответы детей).
Да, она сгорела, от неё остался один пепел. То же происходит не только с бумагой, но с домами, одеждой… И тут уж огонь не назовёшь другом «-».
Человек научился добывать, сохранять и использовать огонь, но если огонь вырывается из под контроля человека, он становится нашим врагом – пожаром.
Активизация глагольной формы: «ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ОГОНЬ?»
Ответы детей: Огонь может … гореть, искриться, полыхать, сверкать, греть, освещать, обжигать, сжигать, пылать, вспыхивать, загораться, тухнуть, прогорать и т. д. (воспитатель, при необходимости, помогает детям наводящими вопросами и следит за правильным произношением; некоторые слова произносят хором)
Образование имён прилагательных: «КАКИМ БЫВАЕТ ОГОНЬ?»
Ответы детей: Огонь бывает… беспощадный, горячий, опасный, жестокий, жаркий, яркий, красивый, добрый, пламенный и т. д. (следить за правильным произношением и полнотой ответа).
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Как называются люди, которые спасают людей и дома от пожара?
Дети: Эти люди называются пожарными.
2. Какими должны быть пожарными?
Дети: Пожарные должны быть смелыми, выносливыми, отважными, ловкими, мужественными и т. д.
3. Как вы думаете, зачем пожарные надевают противогаз?
Дети: Чтобы было легче дышать при задымлении.
4. Какого цвета пожарная машина?
Дети: Пожарная машина красного цвета.
5. Почему она именно красного цвета?
Дети: Это цвет огня, чтобы было видно издалека.
6. По какому номеру вызывают пожарную службу?
Дети: По номеру «01».
7. Что нужно сообщить, вызывая пожарных?
Дети: Нужно сообщить адрес
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЫЗОВИ ПОЖАРНЫХ" (диалог ребёнка с «диспетчером» по телефону)
Вос-ль: А теперь давайте познакомимся со снаряжением пожарного.
СЛАЙД № 1 Снаряжения пожарного: пожарный шлем, сапоги, маска пожарного, боевая одежда пожарного, рукавицы, ремень, маска – противогаз.
Вос-ль: Сейчас предлагаю вам «стать пожарными» и посоревноваться командам девочек и мальчиков в тушении пожара.
Соревнование: «Затуши пожар».
Нужно добежать с ведром «воды», не расплескав, перепрыгивая через препятствия до обруча (горящего дома) и вылить «воду», затем вернуться бегом, и передать ведро следующему.
Вос-ль: Молодцы, потушили пожар. Теперь встанем в круг и восстановим дыхание и прочистим нос от дыма и копоти.
Дыхательное упражнение «Раздельное дыхание».
Пальцем закрываем правую ноздрю и делаем вдох, затем закрываем левую ноздрю и делаем выдох, затем, держа эту же ноздрю, делаем вдох. Закрываем правую ноздрю, делаем выдох. И так, несколько раз.
Вос-ль: Как вы себя чувствуете? Хорошо, тогда присаживайтесь и давайте вместе попробуем составить правила пожарной безопасности.
СЛАЙД № 2: Ребёнок со спичками
Правило: Детям нельзя пользоваться спичками.
СЛАЙД № 3: Горящая свеча на фоне штор.
Правило: Нельзя ставить свечу рядом с легковоспламеняющимися предметами.
СЛАЙД № 4: Загорелась газета, которой накрыта настольная лампа.
Правило: Нельзя накрывать настольную лампу.
СЛАЙД № 5: Мальчик вешает бельё над плитой.
СЛАЙД № 6: Загорелось полотенце, упавшее на плиту.
Правило: Нельзя вешать бельё над плитой.
СЛАЙД № 7: Загорелась одежда под оставленным утюгом.
Правило: Нельзя оставлять утюг без присмотра.
СЛАЙД № 8: Загорелся неисправный удлинитель.
Правило: Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
СЛАЙД № 9: Костёр на природе.
СЛАЙД № 10: В лесу бушует пожар.
Правило: Необходимо следить, чтобы костёр был до конца погашен.
А лучше не разводить костры на природе.
Вос-ль: Соблюдая эти правила можно предотвратить пожар.
3. Рефлексивный этап
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
2. Какую пользу приносит огонь людям?
3. Что входит в снаряжение пожарного?
Вос-ль: Давайте ещё раз посмотрим на нашу схему:
Огонёк всегда такой
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет
И проказничать умеет.
И всё же пользы от огня больше, чем вреда! А чтобы он не стал нашим врагом надо помнить и соблюдать правила.
Тренинг «Подружимся с огоньком» (передаём друг другу по кругу маленькую свечку со словами: «Меня зовут… Я держу волшебный огонёк. Он мой друг».