Анна Мишина
Конспект НОД по речевому развитию «Как дети помогали зимой птицам» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие активной речи детей, пополнение и активизация бытового и природоведческого словаря.
Задачи:
1. Обучающие:
- связная речь: совершенствовать умение составлять рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся действием; формировать умение определять последовательность событий; закреплять навыки связной речи.
- словарь и грамматика: учить образовывать прилагательные от заданного слова; упражнять детей в составлении предложений; формировать умение делить двухсложное и трехсложные слова с открытыми слогами на части, а так же образовывать новые слова.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Как дети помогали зимой птицам“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- звуковая культура речи: упражнять в проговаривание скороговорок; учить регулировать громкость голоса, темп речи.
- расширять знания детей о зимних явлениях природы и о зимующих птицах.
2. Развивающие :
- развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание, любознательность, познавательные интересы.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей культуру речевого поведения; интерес и любовь к птицам, желание им помочь.
Тип образовательной деятельности: итоговое, интегрированное занятие по обобщению и закреплению знаний.
Предварительная словарная работа: пищевые отходы, щебечут, озябли, пурга.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедии «Зимующие птицы», картины Н. С. Строгонова «Зимние гости», «Кормушка». Чтение загадок и стихов о птицах, чтение рассказов Л. Н. Толстого «Хотела галка пить», М. Скребицкого «Сорока», Е. Носова «Как ворона на крыше заблудилась», М. Горького «Воробьишко», В. Сухомлинского «Как синичка меня будит»; д/игры «Угостим птиц», «Чей хвост?», «Кто улетел?»; рисование, лепка, конструирование, изготовление птиц из природного материала.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: : картинки с последовательно развивающимся сюжетом;
кормушки разного цвета из бархатной бумаги; силуэты птиц; предметные картинки; картинки с изображением корма для птиц; кормушки деревянные для улицы; магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц»; мяч.
Раздаточный: картинки с последовательно развивающимся сюжетом, раскраски.
Методические приемы:
• Словесные: беседа, художественное слово, проговаривание хором, поощрение, индивидуальная работа.
• Практические: дидактические игры, игровые упражнения.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
– На стекло Снегурка дышит,
И прилежно буквы пишет:
«С» - снежинки, «З» - зима.
Всех со снегом, ребятня!
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
II. Основная часть
1. Воспитатель:
-Ребята, какая погода стоит зимой? (холодная)
-Если зимой холодно, то какая это зима? (холодная)
-А если зимой морозно, то какая зима? (морозная)
- Если на улице вьюжно, то какая зима? (вьюжная)
- Если зимой снежно, то значит, какая зима? (снежная)
Воспитатель:
- Ребята, снежная зима – это хорошо. Почему? (можно кататься на санках, лыжах, играть в хоккей, в снежки и т. д.)
- А для кого это плохо? (холодно и голодно животным и птицам, которые зимуют рядом с нами)
- Почему птицам стало трудно находить корм? (снегом усыпаны леса и поля, невидно под снегом пищи)
- А чтобы узнать какие птицы остаются с нами зимовать мы с вами поиграем в игру.
2. Игра «Поймай мяч, назови зимующую птицу». (Стоя в кругу)
Воспитатель:
- Я бросаю мяч, а вы возвращаете его и называете зимующую птицу (ворона, сорока, голубь, снегирь, сойка, клест, воробей, галка и т. д.)
-Ребята, как этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие)
- Где можно встретить зимующих птиц? (вороны, голуби, воробьи, живут вблизи человеческого жилья)
-Как вы думаете, почему? (потому что им тепло и сытно возле человека)
- Как птицам можно помочь? (птиц нужно подкармливать, делать для них кормушки)
-Молодцы, мы с вами так и делаем!
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Воспитатель:
- Дети, сейчас подойдите к столам, встаньте парами, посмотрите на картинки и разложите их в нужной последовательности (один ребенок выполняет задание у доски)
- Какое время года изображено на картинках? Почему птицам стало трудно находить корм? Куда прилетели птицы? Как дети помогли птицам? Какие птицы прилетели к кормушке? Что клевали? Что сделали птицы после угощения? Как можно назвать этих детей? Придумайте название рассказу. (ответы детей на вопросы)
- А теперь послушайте, какой рассказ получился из ваших ответов.
«Как дети помогали птицам».
Наступила морозная зима. Выпало много снега. Зимующим птицам стало трудно добывать себе корм. Прилетели птицы к кормушке в парк. Кормушка засыпана снегом.
Дети решили помочь птицам. Они расчистили от снега кормушку, насыпали в нее зернышки, хлебные крошки, развесили сало и ягоды.
К кормушке прилетели снегири, воробьи, синицы. Синицы стали клевать сало, снегири - ягоды, воробьи – крошки и зернышки. Наклевались птицы досыта и весело защебетали.
- Кто хочет пересказать этот рассказ? (воспитатель следит за правильным построением предложением, помогает находить более точные слова. 2-3 ребенка)
4. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Воспитатель:
- Сейчас послушаем какой веселой песенкой благодарят детей птицы.
- Голоса каких птиц вы услышали? (ответы детей)
5. Физкультминутка «Галка». (Стоя в кругу)
Поглядите, боком, боком,
Ходит галка мимо окон.
(дети выполняют пружинку с поворотом влево и вправо)
Скок-поскок, да скок-поскок
(поскоки друг за другом)
«Дайте булочки кусок!»
(поворот в круг, руки выносят вперед)
6. Д/игра «Каждую птичку на свою кормушку». (У доски)
Воспитатель:
- В первую кормушку пригласим птиц, название которых 2 слога, а во вторую кормушку – в название которых 3 слога. (Ответы детей с показом)
7. Игровое упражнение «Чем угостить птиц».
Воспитатель восставляет на доске пары картинок:
- снегирь – ягоды рябины,
- синица – сало,
- голубь – хлебные крошки,
- сорока – зерна,
- воробей – остатки пищи,
- дятел – семена еловых и сосновых шишок.
Воспитатель:
- Ребята, я вам предлагаю составить предложение: кого, чем будете угощать. (ответы детей)
8. Игра «Составь новое слово». (Стоя в кругу)
Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом птицу, у которой:
- острый клюв – (остроклювая,
- длинный хвост – (длиннохвостая,
- белый бок – (белобокая,
- красная грудь – (красногрудая,
- сизое крыло – (сизокрылая,
- большие глаза – (большеглазая,
- круглая голова – (круглоголовая).
(дети садятся)
9. Проговаривание скороговорки.
«Ждут птицы у кормушки кормежки
Принес им Маркушка в кармашке морошки»
(дети повторяют скороговорку с разной силой голоса и в разном темпе).
III. Итог НОД.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? Что особенно понравилось? Вы хорошо занимались, и я хочу вам подарить раскраски.
-Положите свою ладошку на то место, где находится у вас сердечко. Слышите, как оно часто стучит? (дети слушают стук сердца). Это сердце зовет нас совершать добрые дела. Никогда не бросайте в беде тех, кому могли бы помочь.
- А сейчас собираемся на улицу, и там будем угощать приготовленным заранее лакомством наших пернатых друзей.