Надежда Цишковская
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Возвращение сокровища»
Форма проведения: игра - квест
Цель: способствовать практическому овладению нормами речи.
Задачи:
Образовательные: активизировать и пополнить словарь; продолжать учить образовывать по образцу приставочные глаголы; упражнять детей в образовании сложных слов; закреплять умение подбирать рифмы к заданному слову; Развивающие : закреплять понятия «право», «лево», активизировать межполушарное взаимодействие путем перекрестных движений; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; развивать внимание, речь, логическое мышление, умение анализировать; развивать двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, навыки сотрудничества в совместной деятельности.
Индивидуальная работа: следить за правильным словообразованием.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предпосылки учебной деятельности: проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в совместных играх; отвечают на вопросы педагога; проявляют положительные эмоции при физической активности во время динамической паузы.
Методические приемы: коммуникативный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение); наглядно-демонстрационный (рассматривание картинок); игровой (д/и); двигательный (игра на внимание, элементы спортивных упражнений).
Материалы для занятия: картинки с изображением водопада, ледокола, соковыжималки, водолаза, самоката, мясорубки, пылесоса, скалолаза, хоровода; картинки с изображением острова, пещеры; картинки с рифмующимися словами: иголочка, дрова, избушка, сестричка, пальчик, книжка, пчелка, кошка, жук, конфета, стрекоза, подушка, тигренок.
Оборудование: интерактивная доска, флажки, туннель, коробка-сюрприз.
Содержание НОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
Педагог: - Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
- Ребята, какие вы большие. А в какую группу вы ходите? Вы, наверное, уже много знаете и умеете. А куда вы пойдете после окончания детского сада?
( на интерактивной доске появляется пиратский корабль и слышен голос за кадром: -Ха, ха, ха! Никуда вы не пойдете, потому, что мы похитили у вас то, без чего вы не сможете пойти в школу)
Педагог: - Ребята, кто это (ответы детей)
- Хотите узнать и найти то, что они похитили? (ответы детей)
- А как вы думаете, где пираты в открытом море могут спрятать похищенное сокровище? (ответы детей)
- А как мы доберемся до острова, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль.
Ответы детей. (Парусная яхта)
Педагог:- Итак, мы с вами отправляемся на поиски сокровища. Но для этого нужно подготовится.
Проводится игра «Кто самый внимательный?» (Покажите, пожалуйста, правой рукой левое плечо, правой рукой левую пятку, левой рукой правое колено, левой рукой правый глаз и т. д.).
Молодцы, итак, мы с вами настоящие моряки. Вам нужно занять места на яхте согласно заданной букве. Эта буква стоит первой в вашем имени. (Дети проходят и садятся на стульчики)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
Педагог: - Мы отправляемся в плавание. Артем будет капитаном. А чтобы яхта двигалась быстрее, нам нужен попутный ветер. Давайте покажем, как ветер дует в паруса с правой стороны, а теперь с левой. (Проводится дыхательная гимнастика с флажками).
Педагог:- Ребята, что появилось на горизонте? ( на интерактивной доске: море, остров). Ответы детей.
-Ребята, остров окружен водой со всех сторон. Яхта не может подойти к острову, она может сесть на мель. - Как же нам попасть на остров?
На интерактивной доске появляется картинка, на которой показано действие – плыть. Мы можем к острову плыть. А для того, чтобы нам попасть на остров, нам надо составить новые слова-действия со словом ПЛЫТЬ.
(на интерактивной доске появляются написанные приставки, дети используя приставки: «до», «про», «под», «при», образуют новые слова)
У них получаются слова: переплыть, проплыть, подплыть, приплыть.
Педагог: - Молодцы, вы правильно назвали все действия. Прыгаем в воду и плывем (дети имитируют плавание).
Ну, вот мы и на острове. Педагог спрашивает каждого ребенка, как он добрался до острова? (- Я доплыл. Я приплыл. Я подплыл.)
Педагог: - Итак, мы на необитаемом острове. Посмотрите, что это? Может быть, там пираты спрятали наше сокровище? Видимо, туда можно попасть через этот туннель. Только он завален камнями. Чтобы освободить проход, нужно угадать, что нарисовано на картинках. Я буду называть вам два слова, а вы из них будете образовывать одно новое слово (дидактическое упражнение «Что спрятано на картинке?»)
Педагог: - Вода падает, что это? (водопад) Берите камень и проверим. Правильно, водопад.
- Пыль сосет (пылесос, лед колет (ледокол, в воде лазает (водолаз, сам катится (самокат, сок выжимает (соковыжималка, мясо рубит (мясорубка, по скалам лазает (скалолаз).
Педагог: -Молодцы, вы правильно составили слова и можете пробираться в пещеру через этот подземный ход. Дети пролезают в туннель.
На интерактивной доске появляется картинка с изображением пещеры.
Педагог: - Куда мы попали? (ответы детей). Но сокровища здесь нет. Я вижу на стенах пещеры наскальные рисунки, а на дне пещеры лежат какие-то карточки. Это наше новое испытание. Надо подобрать слова-рифмы к заданным картинкам, и тогда нам откроется выход из пещеры.
Педагог называет картинку, нарисованную на скале, дети выбирают пару из картинок, которые лежат на «дне пещеры». Например: елочка - иголочка, трава - дрова, опушка - избушка, лисичка - сестричка, речка - печка, мишка - книжка, елка - пчелка, ложка - кошка, лук - жук, ракета - конфета, коза - стрекоза, лягушка - подушка.
Дети: - Ура! У нас получилось! Задание выполнено. Отправляемся дальше!
Педагог:- Но перед нами новое препятствие - река! Вода в ней ледяная и плыть мы не сможем. - На чем будем переправляться на другой берег? (ответы детей)
Педагог:- Правильно, давайте построим плот. Из чего будем строить плот? (ответы детей).
Педагог:- Каждое бревно состоит из 2-х частей. Возьмите каждый по одной части.
Станьте парами, соединив 2 части бревна (бревна соединяются по типу пазлов). Только составив предложения по картинкам, которые вы видите на обратной стороне бревна, мы сможем смастерить плот. Дети составляют предложения и «делают» плот.
Педагог: - Вот наш плот готов. Держитесь друг за друга, сейчас поплывем. Дети имитируют плавание на плоту.
Педагог: - Ребята, где мы очутились? (ответы детей) А вот и сокровища! (на «поляне» стоит коробка, завернутая в бумагу и завязанная лентой).
-Как достать сокровища? Эту ленточку надо раз (развязать, эту бумагу разо (разорвать, эту крышку от (открыть).
Дети открывают коробку, достают табличку и читают «ЗНАНИЯ».
Педагог:-Что же за сокровища мы нашли на этом острове? (ответы детей)
Педагог:- Ой, кажется, надвигается ураган, и нам быстрее нужно возвращаться домой. - Как переправимся через реку (переплывем, через туннель (пролезем, к яхте (доплывем). Забираем свои знания, и в путь.
Заключительная часть (рефлексивный этап) :
Педагог:- Мы на яхте, берем с собой попутный ветер (дыхательная гимнастика).
- Где мы сегодня побывали? (на необитаемом острове).
- Какое сокровище мы нашли? (Знания)
- Какие препятствия мы преодолевали? (ответы детей).
- Молодцы. Вот мы и вернулись в детский сад.
А сейчас нам пора в группу. Давайте нарисуем рисунки по впечатлениям о нашем путешествии. И с помощью рисунков расскажем о нем нашим друзьям и родителям.
Педагог:- Попрощайтесь с нашими гостями. И в группе вас ждет сюрприз - плоды с необитаемого острова.