Бушуева Евгения
НООД по речевому развитию «Корней Иванович Чуковский и его сказки» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
вспомнить с детьми названия и содержания произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение;
формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
вызвать у детей интерес к творчеству писателя, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;
Публикация «НООД по речевому развитию „Корней Иванович Чуковский и его сказки“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
развивать интерес у детей к книге, эмоциональной отзывчивости на прочитанное.
Развивающие задачи :
развивать диалогическую речь;
активизировать речевую деятельность детей;
развивать зрительное внимание, мышление;
развивать интонацию, дикцию.
Воспитательные задачи:
воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения;
прививать интерес к чтению.
Предварительная работа:
Чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и т. д…
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря;
Формы организации: коллективная деятельность.
Оборудование и материал:
Портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, две волшебной книги со страницами, одна книга с героями сказок, а вторая без героев, интерактивные книги по сказкам : «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит».
Ход НОД:
Воспитатель: Как у наших у ворот чудо-дерево растет!
Не листочки на нем, не цветочки на нем,
А чудесные книжки, да со сказками!
Воспитатель: Дети, вы узнали эти книги?
(ответы детей)
Воспитатель: А кто написал их?
(ответы детей)
(находят портрет К. Чуковского среди других портретов детских писателей)
Воспитатель: Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей : две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катах их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилась беда. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснут, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку.
Жил да был крокодил,
Он по улице ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил.
Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.
И сегодня мы с вами встретимся с героями его сказок. А вы любите сказки?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть книга К. И. Чуковского, но прежде чем мы откроем и посмотрим, что в этой книге написано и нарисовано, я предлагаю вспомнить правила обращения с книгой.
Книги брать чистыми руками.
Книги нельзя рвать.
Книги нельзя мыть.
Нельзя рисовать на книгах.
Нельзя загибать углы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь во время чтения, надо быть внимательным.
Воспитатель: Ну что, открываем нашу книгу?
(дети открывают первую страницу книги, рассматривают иллюстрацию)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете иллюстрация к какой сказки нарисована?
(ответы детей)
(воспитатель читает начала сказки, но слова этой сказки неправильные)
Муха, Муха-Цокотуха
(вторая страница)
У меня зазвонил телефон
(третья страница)
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель: Ничего не понимаю, что происходит. Какая-то книга странная!
(дети листают книгу и рассматривают иллюстрации к сказкам)
Что не так в этой книге?
На страницах книги нет ни одного героев сказки. Наверно художник иллюстратор забыл их нарисовать. Ребята, интересно вам читать такую книгу, где нет героев сказки?
(ответы детей)
Воспитатель: Как же мы с вами можем исправить это?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. Иллюстрации к каким сказкам нарисовал художник?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну чтоб герои сказок появились на страницах в этой книге, нам нужно с вами, найти их. Но как это сделать? Я думаю, что нам поможет волшебство. Вы закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
(дети закрывают глаза)
Книга – лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
(дети открывают глаза)
(на доске расположены иллюстрации из книги только в увеличенном размере)
Воспитатель: Ну вот, ребят, посмотрите. Страницы из книги стали большими. Теперь мы с вами выполним задания, и вернем герои сказок. С какой страницы вы хотите начать?
(дети выбирают и идут к странице, которая размещается на доске)
(дети подводят к странице, сказка «Телефон»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сказка
нас встречает?
(ответы детей)
Кто помнит, как сказка начинается?
У меня зазвонил телефон…
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять, или шесть.
Больше ему не съесть.
Он у меня еще маленький.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу
(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказки : слон, мартышки, зайцы, крокодил, и т. д)
Воспитатель: Ребята, но эти герои не просто так звонили, каждый из них что-то просил у автора, кто помнит, кто что просил?
(выполняют задание, из предложенных вариантов дети находят нужный и помещают картинку на поле)
Слон – шоколад
Крокодил – калоши
Зайчата – перчатки
Мартышки – книжки
Свинья – соловья
Носорог – Беда, беда,
Бегите скорее сюда
В чем дело?
Спасите!
Кого?
Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото.
Воспитатель: Корней Иванович Чуковский был очень добрый человек. Ему постоянно звонили с просьбами самые разные люди, и он многим помогал. Когда был уже старенький, то страдал сильной бессонницей. И когда Корнею Ивановичу наконец, удавалось заснуть после изнурительного периода бессонницы, звонки часто будили его. Он был человек добрый, и с таким легким чувством юмора он об этой пишет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Эта сказка учит тому, что нужно проявлять вежливость и не стоит беспокоить людей в позднее время без всяких на то причин. Сказка учит соблюдать культуру общения и проявлять уважение к другим людям.
Воспитатель: Ну, что, вы молодцы нашли всех героев сказки и я предлагаю поиграть.
Воспитатель: Нам пора к следующей странице из книги.
(дети подводят к странице, сказка «Айболит»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сказка
нас встречает?
(ответы детей)
Кто помнит, как сказка начинается?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучек, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу
(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказке)
Воспитатель: Куда отправился Айболит?
(ответы детей)
Воспитатель: На чем добирался Айболит до Африки?
(дети находят картинки помещают на страницу и проговаривают)
….
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: Сказка учит человека любви к животным, искренней помощи, а также показывает профессию доктора и то, как она важна.
(дети подводят к странице, сказка «Муха - Цокотуха»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сказка
нас встречает?
(ответы детей)
Кто помнит, как сказка начинается?
Муха, муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар:
«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали
Все стаканы выпевали.
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха- Цокотуха
Именинница!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу
(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказке)
Воспитатель: Что нашла Муха – Цокотуха?
(ответы детей)
Воспитатель: Куда пошла Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?
(ответы детей)
Воспитатель: Что купила Муха – Цокотуха?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой праздник отмечала Муха – Цокотуха?
(ответы детей)
Воспитатель: Кто напал на Муху- Цокотуху?
(ответы детей)
Воспитатель: Кто из героев сказки пришёл на помощь Мухе – Цокотухе?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кто из героев добрый, а кто злой?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: Есть такая пословица: «Друзья познаются в беде». Любовь к окружающим, взаимовыручка и поддержка. Очень важно приходить на помощь тем, кто попал в беду.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы справились с заданием. Разместили на страницах книги героев сказок.
А теперь я предлагаю отдохнуть и поиграть.
(игра «Волшебный сундучок» дети достают предмет и называют из какой сказки)
Воспитатель: Ну что пора посмотреть, что в книге.
(дети открывают книгу, а там все на своих местах, герои и слова сказки)