Ирина Дмитриева
Конспект НОД по речевому развитию «Игра-путешествие по произведениям К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
Программное содержание:
1. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
2. Учить понимать обобщающие слова : обувь, части суток.
3. Учить различать местоположение предметов: на, за, между.
4. Учить умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Игра-путешествие по произведениям К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
5. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, уточнять и закреплять артикуляцию звуков: а, у, я, о, р.
6. На основе обогащения знаний детей по произведениям К. Чуковского продолжать расширять и активизировать словарный запас.
7. Повторить наиболее выразительные отрывки произведений, предоставляя детям возможность договаривать слова и не сложные для восприятия фразы, эпизоды.
8. Вовлекать детей в разговор рассматривания предметов, иллюстраций, пособий.
9. Развивать внимание, память.
10. Развивать способности к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
11. Создавать ситуации, в которых дети учатся планировать собственные действия индивидуально и в малой группе.
12. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищами, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Оборудование:
Аудио запись «Здравствуйте»; корзинка с методическими пособиями; стимулирующие знаки; губки; предметные картинки на тему: «Обувь», «Одежда»; иллюстрации персонажей сказки: котята, свинки, утята, лягушата, курочки, воробей, корова, медведь, петушок; фотографии опыта «светло-темно»; письмо от зайчихи; круги красного, зеленого, желтого, синего, цвета; детские книги: «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Телефон», «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Бармалей».
Методы и приемы:
Ритмическое приветствие «Здравствуйте», мотивация, стимулирование детей, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика – массаж, дидактическая игра, речевая игра, эмоционально – интеллектуальная разминка, физкультурная минутка, игровое упражнение, ролевая ситуация, подведение итога, педагогическая оценка, дарение подарков.
1. Организационный момент
Логоритмическое приветствие «Здравствуйте» (аудио-запись)
Здравствуйте ладошки: хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки: топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки: плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки: (причмокнуть)
Здравствуйте зубки: (стучать зубками)
Здравствуй мой носик: пиб, пиб, пиб.
Здравствуйте малышки: всем привет.
(Дети обнимаются со сверстниками и шепотом приветствуют гостей)
2. Мотивация
По дороге в сад я шла и корзиночку нашла. А корзинке перемешаны картинки. Ночью подул сильный ветер и выдул героев из разных сказок. Они заблудились и не могут найти свои сказки. А кто автор этих сказок, догадайтесь сами, посмотрев внимательно на портрет. (К. И. Чуковский) Нам предстоит в очередной раз поработать спасателями и вернуть сказочных персонажей в свои сказки. Согласны? Итак, берем волшебные браслеты и надеваем их на «правую» руку.
Сказок много, героев тоже. Мы можем с вами устать. Но роль спасателя в том и состоит, как бы тяжело не было – попавшему в беду помогать нужно!
3. Стимулирование детей
Спасатели могут получить:
- За проявленную выдержку, терпение и помощь другу – звезду.
- За решение трудных вопросов – значок «Молодец»
4. Отгадывание загадок.
а) Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!
- Из какой сказки эти строки? (Мойдодыр)
б) Как у наших у ворот
Дерево растет
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочка на нем
Ни цветочка на нем.
А чулки и башмачки словно яблоки.
- Из какого стихотворения эти строки? (Чудо – дерево)
5. Пальчиковая гимнастика – массаж «Пальчики щекочут»
- Ребята, Мойдодыр прислал нам сюрприз. Давайте посмотрим на него? Что это? Правильно, это губки, подружки – веселушки.
- А для чего нужна губка? (Чтобы мыть руки, ноги, животик и т. д.)
Наши губки заскучали и хотят с нами поиграть.
- сжать и разжать губки в кулачке;
- шоркать каждый пальчик о губку (сначала по жесткой поверхности, затем по мягкой);
- положить губку определенного цвета на круг (тазик) такого же цвета. (Красный, желтый, зеленый, синий)
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Мойдодыр»
6. Дидактическая игра «Найди лишнее»
Дети рассматривают и называют предметные картинки: туфли, сапоги, калоши, ботинки, чулки, гамаши, пальто, платье, валенки)
- Давайте выберем те предметы, которые росли на чудо – дереве? (туфли, сапожки, калоши, ботинки, чулки, гамаши, валенки)
- Что не росло на чудо – дереве? (пальто, платье)
- Каким одним словом мы назовем: туфли, сапоги, калоши, ботинки, валенки? (Обувь)
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Чудо - дерево»
7. Речевая игра «Перекличка»
- В какой сказке свинки замяукали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, курочки закрякали, воробушек замычал? (Путаница)
а) упражнение «Кто как кричит»
Котята – мяу, мяу.
Свинки – хрю, хрю.
Утята – кря, кря.
Лягушата – ква, ква.
Курочки –ко, ко.
Воробей – чик, чирик.
Корова – му-у-у.
Медведь – р-р-р
Петушок – ку-ка-ре-ку.
б) упражнение «Закончи предложение»
Чтобы сказка пришла в полный порядок нужно назвать деток животных.
У серой мышки маленький - … (мышонок).
У кошки пушистые - … (котята).
У свиньи - … (поросята).
У коровы ласковый - … (теленок).
У лисицы хитрый - … (лисенок).
У волчицы серый - … (волчонок).
У медведицы бурые - … (медвежата).
У собаки шаловливые - … (щенята).
У лошади есть - … (жеребенок)
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Путаница»
8. Эмоционально - интеллектуальная разминка «Вспомним события жизни группы»
Воспитатель находит в корзинке письмо от зайчихи.
Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь. Посмотрите на фотографии и помогите нам лесным жителям, отвечая на наши вопросы, вспомнить и записать на вашем телефоне сказку и эту запись отправить нам по адресу: Сказочный лес дедушки Корнея.
( В конверте лежат фотографии групповых событий: проведение опыта с детьми на тему «Светло – темно»).
o Какую сказку рассказывают дети? (Краденое солнце)
o В какой сказке «Солнце по небу гуляло и за тучи забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно»?
o А из какой сказки эти строки «Наступила темнота, не ходи за ворота: кто на улицу попал – заблудился и пропал»?
o В какой сказке «Плачут зайки на лужайке: сбились, бедные с пути, им до дому не дойти»?
o Какие слова проговаривает медведь, который ходит круг болота, ревет, медвежат из болота зовет:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
o Что говорила зайчиха медведю:
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а медведь.
Ты поди-ка косолапый, крокодила исцарапай.
Разорви его на части, вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые, медвежата толстопятые
Сами к дому прибегут: «здравствуй, дедушка мы тут!»
o В какой сказке днем наступила ночь?
o Назовите все части суток? (утро, день, вечер, ночь)
o У кого в зубах не огонь горит, - солнце красное, солнце краденое? (У крокодила)
o Что сказал медведь крокодилу?
(«Говорю тебе, злодей, - выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю, пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать наше солнце воровать!»)
o Что ответил крокодил?
(«Если только захочу, и луну я проглочу!»)
o Медведь в сказке был (какой) … а крокодил? (добрый, злой)
o А у вас в группе есть злые дети, как крокодил?
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Краденое солнце»
9. Физкультурная минутка «Мы шли»
Мы шли, шли, шли (дети шагают на месте)
Мы грибочки нашли (показывают руками силуэт гриба)
Нагнулись, сорвали (имитируют движения в соответствии с текстом)
В корзинку положили и опять пошли (шагают на месте)
Мы шли, шли, шли (дети шагают на месте)
Яблоньку нашли (показывают руками силуэт дерева)
Ручки поднимали (имитируют движения в соответствии с текстом)
Яблочки срывали, в корзину положили.
Домой пошли (шагают на месте)
10. Игровое упражнение «Угадай, что…»
Воспитатель достает из корзины кастрюлю. Ребята, что это? Зачем человеку нужна кастрюля? Что может лежать в нашей кастрюле? (Разнообразные ответы догадки детей) Давайте посмотрим, что в ней? ( предметные картинки: сито, корыто, лопата, метла, топор, кочерга, кастрюля, чайник, кофейник, утюг).
o Выберите себе картинку и назовите ее.
o У кого сито, положите на стол.
o Лопату положите за сито.
o Корыто положите за сито и лопатой.
o Топор положите за лопату.
o Метлу положите между лопатой и топором.
o Кастрюлю положите за топором.
o Кочергу положите между топором и кастрюлей.
o Кофейник положите за кастрюлей.
o Чайник положите между кастрюлей и кофейником.
o Утюг положите за кофейником.
Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.
«Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла, вдоль по улице пошла.
Топоры – то, топоры так и сыплются с горы.
Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи: эй держи, держи, держи.
И кастрюля на бегу закричала утюгу.
- Ребята, какую сказку мы сейчас вспомнили? (Федорино горе)
- Почему Федора догоняла посуду?
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Федорино горе»
11. Словесная игра «Подбери героев сказки»
Задача: Разложить героев сказки «Телефон» в правильной последовательности и озвучить просьбу каждого героя.
У меня зазвонил телефон, кто говорит?
o слон – шоколад
o крокодил – калоши
o зайчата – перчатки
o мартышки – книжки
o медведь – ничего
o цапли – капли
o свинья – соловья
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Телефон»
12. Ролевая ситуация «Детский сад»
Ситуация: воспитатель в группе читает детям сказку «Муха – цокотуха» и показывает картинки.
Роль воспитателя обыгрывают дети.
Воспитатель подводит итог выполненного задания для спасателей и выставляет книгу К. Чуковского «Муха - цокотуха»
13. Подведение итога
- Какие сказки мы сегодня вспомнили?
- Кто написал эти сказки?
- Какая сказка больше всего нравиться (Диме,)
14. Педагогическая оценка.
Подведение зрительных итогов по стимулирующим значкам.
15. Дарение подарков.
o Новые книги К. И. Чуковского : «Тараканище», «Бармалей»
o Новые игры - пазлы по сказкам К. Чуковского