Оксана Богомолова
Конспект НОД по речевому развитию для детей 4–5 лет «Путешествие Лесовичка по временам года»
Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет «Путешествие Лесовичка по временам года»
Цель: речевое развитие детей, уточнить характерные признаки времен года, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей 4–5 лет „Путешествие Лесовичка по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
- обобщить знания детей о временах года
- учить видеть характерные особенности разных времен года
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие :
- развивать связную речь
- обогащать словарный запас
-развивать умение высказываться, вести диалог, отвечать на вопросы сложными предложениями.
- учить детей эмоционально воспринимать загадки
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Используемые методы:
1. Словесные: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки.
2. Практические: дидактические игры, «Подскажи словечко», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Угадай: какое время года», пальчиковая гимнастика «Времена года», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Наглядные: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», игрушка Лесовичок.
Предварительная работа в режимных моментах:
Беседы о временах года, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о временах года, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы: С. Маршак «12 месяцев», чтение стихов и загадок: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы», А. К. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные»
Оборудование: кисти для рисования, акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши, стакан – «непроливайка», салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Слышен стук в дверь.
(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл, давайте-ка посмотрим! Ой, это же Лесовичок пришел в гости к нам. Заходи Лесовичок, мы с ребятами тебе рады. А ты, к нам на занятие пришёл?
Лесовичок : Да, ребята, я пришёл к вам в гости не с пустыми руками, а принёс мешочек с загадками и конверты с секретом, которые нашёл в лесу, но не знаю на эти загадки ответ и не могли бы вы ребятки, мне помочь, согласны?
Дети: Да, конечно согласны, мы все, тебе поможем разгадать загадки.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте посмотрим, что за загадки у Лесовичка в мешке?
Лесовичок достаёт из мешка первую загадку и загадывает её детям:
-Дел у меня не мало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня. (Зима)
(Дети называют правильный ответ)
Лесовичок : Ребята, молодцы! Теперь, вторая загадка, слушайте:
- Я раскрываю почки в зелёные листочки, деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня. (Весна).
(Дети называют правильный ответ)
Воспитатель: Молодцы детишки и эту отгадали, загадывай Лесовичок третью загадку.
Лесовичок :
- Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, купайтесь-приглашаю. И любите
за это все меня вы. Я. (Лето).
(Дети говорят ответ.)
Лесовичок : Ой, какие молодцы!. И читаю четвё ртую загадку:
- Несу я урожаи, поля я засеваю,
птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Я. (Осень).
(Дети называют правильный ответ).
Воспитатель: Молодцы, ребята, разгадали все загадки, а наш Лесовичок, запомнил отгадки?
Лесовичок : Да, спасибо, ребята! А как одним словом назвать все отгадки, подскажите, ребята?
Дети говорят по очереди: Что это загадки о четырех временах года, что одно время года идёт за другим.
Воспитатель: Давайте ребята, вместе с Лесовичком, отправимся в путешествие по временам года и расскажем ему, что это такое. !
Игра: «Времена года- угадай какое?»
Воспитатель говорит детям: что Лесовичок заблудился во временах года и нужно нам ему помочь. Для этого нужно закрыть глаза и сосчитать до 10, сделать прыжок во времени. Дети считают, а воспитатель выкладывает на стол иллюстрации весенней тематики, зимней, осенней, летней тематикой.
Дети берут по одной картинке и говорят, какое время года на ней отражено, и по каким признакам они определили это время года ( 3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
Воспитатель с Лесовичком слушают ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы в этой игре отгадали все сюжеты времён года, но надо теперь уточнить их последовательность, то есть какое время года за каким идёт …
(Дети называют очерёдность времён года.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Лесовичок : Ребята, я совсем забыл, ведь у меня для вас есть конверты с секретом, давайте один конверт откроем и посмотрим, что там есть (дети все заглядывают в конверт). А там игра с мячом, давайте поиграем?
Игра с мячом
Воспитатель: Ребята и Лесовичок, встаньте в круг. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее, обувь - летняя.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в окно прилетел зеленый листочек.
- А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (лист-листочек, гриб-грибочек.)
Воспитатель: Все молодцы. !
Лесовичок : А у меня есть ещё один конверт с сюрпризом, дети, посмотрим, а в нём опять игра. !
Игра «Оденем детей на прогулку»
Воспитатель: Наш Лесовичок, принёс нам в конверте картинки. Игра называется «Оденем детей на прогулку» (дети одевают мальчика и девочку на весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду).
Воспитатель: Ребята, какие же вы у меня умнички!
Воспитатель: Лесовичок, а что у тебя в следующем конверте?
Лесовичок : Сейчас посмотрим, ой, снова игра, ребята, слушайте внимательно и скажите, о чё м я буду говорить:
Игра «Подбери слово»
- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)
Ответы детей.
Лесовичок : Молодцы, ребятки! Мне с вами интересно играть!
Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята, у Лесовичка есть ещё один конверт!
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.
Словесная игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Вы Лесовичку, поможете, подскажите правильное слово? Итак:.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу. (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась. (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась. (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает. (капель)
Воспитатель: Молодцы! Всё угадали!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки. Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже пришла весна. А ты, Лесовичок, всё запомнил?
Все молодцы!
Пальчиковая гимнастика: «Времена года».
Воспитатель:. А теперь ребятки и Лесовичок, давайте наши пальчики отдохнут, поиграем в игру "Времена года" :
Круглый год, круглый год!
(сжимают пальцы в кулачок и
вращают большим пальцем правой руки)
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим –
Идет за летом осень.
(поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев)
И за осенью сама-
Вновь идет, спешит зима.
Лесовичок : Смотрите ребятки, у меня остался последний конверт, а там игра, давайте скорее играть!
Игра «Что когда бывает»
Воспитатель: Давай, Лесовичок, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.
Лесовичок :
• Летом земля покрыта травой, а зимой. (снегом)
• Летом на деревьях листья, а зимой. (деревья голые)
• Летом вода в реках тёплая, а зимой. (речка покрыта льдом)
Воспитатель: Молодцы, ребята и Лесовичок! А теперь давайте, сделаем Лесовичку, нашему гостю, подарок. А подарок такой ребятки, каждый из вас составит с помощью акварельных красок свой пейзаж –зимний, весенний, летний, осенний, а мы с Лесовичком посмотрим, что у вас получится!
(дети садятся за стол и составляют пейзаж из различных цветов с помощью красок, карандашей,мелков)
Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» рисуют самостоятельно.
Лесовичок : Как у вас красиво получилось! Молодцы! Я отнесу ваши красивые подарки в лес и покажу их своим лесным жителям.
Ребята, спасибо вам за очень интересное путешествие по временам года, я многое узнал и вы меня научили, но мне пора возвращаться в лес.! До свидания, мои дорогие, жду вас в гости в своём лесу!
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, Лесовичок убежал к своим лесным друзьям, а наше путешествие заканчивается и нам пора подвести итог нашего путешествия по временам года.
- В какое время года мы с вами путешествовали?
- В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
Ответы детей.
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали, Лесовичку. Наш гость ушёл, но оставил вам свои подарки, вот такие еловые шишки (печенье) и сказал, что ему было очень интересно с вами!
Спасибо, Вам мои дорогие ребятки, Вы все были молодцы!