МААМ-картинки

Конспект НООД по речевому развитию на тему «Масленица»

Александра Кокова
Конспект НООД по речевому развитию на тему «Масленица»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности

по образовательной области «Речевое развитие»

(с элементами подготовки к обучению грамоте) на тему «Масленица».

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Масленица».

Тип: интегрированное.

Форма организации обучения детей: непосредственно организованная образовательная деятельность.

Публикация «Конспект НООД по речевому развитию на тему „Масленица“» размещена в разделах

Цель: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи: Обучающие: Знакомство детей с русским народным праздником «Масленица», его значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели. Освоение значений слов и словосочетаний «Масленица», «Масленичная неделя», «Масленичное гулянье», «Заигрыши», «Лакомка», «Разгул», «Тещины вечерки», «Посиделки у золовки», «Проводы Масленицы», «Прощеное Воскресение», «Хохлома», «Хохломской промысел», «Хохломская роспись», «Скоморохи», «Петрушки», «Лотошники», «Купцы» и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Формирование грамматического строя речи: практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире. Блин с рыбой (какой). Посуда из дерева (какая). Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества. Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха (восприятие и четкое произношение звука М, различие звука в слове, предпосылки нахождения звука в слове).

Воспитывающие: Воспитание любви и интереса к художественному слову; уважительного отношения к традициям русского народа, умения и желания применять их в жизни.

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы).

Форма организации детей: подгрупповая

Материал и оборудование: Стенд с плакатом «Масленица». Презентация «Традиции и празднования Масленицы». Музыкальное сопровождение слайдов. Головные уборы: платки, колпаки, кепки. Карусель. Канат. Столы для «продажи». Платки, шали. Деревянная посуда, расписанная под «Хохлому». Монеты для покупки товара. Блины для угощения.

Планируемый результат: проявляют интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость на игровую ситуацию, предложенную взрослым; рассматриванию слайдов; вступают в диалог с взрослым; в совместную деятельность с взрослым и детьми; применяют в речи знания по краеведению, разговорному этикету.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Подготовка детьми сообщений «Масленичная неделя: традиции празднования».

Знакомство с народными подвижными играми. Разучивание закличек, прибауток и частушек. Рассматривание иллюстраций русских народных гуляний.

1 часть – вводная Цель: создание у детей положительного настроя к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации Слайд 1. Титул.

-Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Выполняют действия, согласно стихотворению:

Взмах вверх правой рукой.

Взмах вверх левой рукой.

Взмах обеими руками.

Заканчивают стихотворение фразой:- Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя!

-Собрались мы вместе с вами на прогулку.

Что это за плакат на стенде?

(Читаю содержимое.)

Слайд 2. «Плакат»

«Веселись, честной народ,

Яркий праздник к нам идет.

С радостью Вам сообщаем,

Масленицу мы встречаем!»

- Это приглашение на какую - то Масленицу.

Что за Масленица такая?

Подходят к стенду с плакатом «Масленица».

Сообщают о традициях и обычаях празднования Масленицы.

Сайды 3-12. «Традиции и обычаи празднования Масленицы».

1). Масленица – это радостный и светлый праздник. Праздник длится целую неделю. Это веселое прощание с зимой и встреча весны.

2). Понедельник – «Встреча Масленицы». Из тряпья и соломы мастерят чучело, похожее на человеческую фигуру. Дети с родителями строят снежные горки, замки, крепости.

3). В первый день праздника люди катают чучело на санях, поют прибаутки, участвуют в разных состязаниях: кто самый – самый.

4). Вторник – «Заигрыши». Начинаются катания на санях и санках. Их украшают пестрыми цветными лоскутками, колокольчиками и бубенчиками.

5). В сани запрягают лошадей. В праздник их тоже наряжают в разноцветные сбруи и дуги. Накатавшись на санях, народ ходит по гостям, где угощается блинами.

6). Среда – «Лакомка». Люди ходят по гостям, угощаются вкусными блинами с разными начинками, поют песни, устраивают пляски и празднуют Масленицу.

7). Четверг - «Разгул». Начинаются гулянья. Ряженые с песнями и плясками выходят на улицу. Желающие поиграть принимают участие во взятии снежной крепости: одни

обороняются, другие штурмуют снежками.

8). Пятница – «Тещины вечерки». Зятья приглашают в гости своих тещ, угощают их блинами.

9). Суббота – «Посиделки у золовки». Молодые жены приглашают к себе родню мужа.

10). Воскресенье – «Проводы Масленицы» и «Прощеное Воскресенье». Люди снова рядятся, устраивают песни и хороводы. Сжигают чучело Масленицы и просят друг у друга прощение.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Какой сегодня день недели?

+ Четверг.

- Сегодня же самый развеселый день Масленицы! Что же мы стоим? Нарядимся и тоже отправимся на гулянье с закличками.

Слайд 13. «Масленица»

(с муз. сопровождением)

Будем Масленицу закликать, звук «М» в каждом слове отмечать!

Одевают головные уборы.

Идут, проговаривая слова закличек. Делают хлопок на услышанный звук «М».

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться!

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели!

Подходят к экрану, обращаются к Масленице:

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинов себе горячих напечем –

Нам метели и морозы нипочем!

Слайд 14. «Масленица и маслице».

(С муз. сопровождением).

Разворачиваются, проходят вперед:

Вот так Масленица,

Дала маслица нам!

Произносят протяжно: ммм… хорошо маслице.

Блинчики справим, маслицем приправим.

2 часть – основная Цель: Организовать практическую деятельность детей, направленную на усвоение знаний о традициях празднования русским народом Масленицы. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Пришли мы с вами, согласно приглашению, на Масленичное гулянье, встретили только Масленицу.

- Кого еще можно встретить на ярмарке?

Слайды 15-18. «Роли на ярмарке».

+Скоморохов – они зазывали народ на ярмарку, устраивали театральные представления.

Петрушек – они пели, танцевали и проводили веселые игры.

Лотошников – они продавали на своих лотках разный товар.

Купцов – они покупали необходимые им товары.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым.

- И вы с этими ролями справитесь?+Да, справимся.

-Ну что ж, давайте сами устроим ярмарку!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирайся –

Наша ярмарка открывайся!

- Скоморохи выбегайте,

На Масленицу зазывайте!

Слайд 19. «Скоморохи».

(С муз. сопровождением).

1. Слушайте, люди добрые!

Сообщаю сей же час

Губернский указ!

2. Чтобы было все, как подобает:

Ярмарке – шуметь!

Горожанам – песни петь!

3. Силою богатырскою мериться,

Торговать, меняться!

Веселью шуткам быть!

Повелеваю ярмарку открыть!

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

- Ребята, проходите, посмотрите!

Слайд 20. «Платки».

Лотошница с платками:

У меня платки разные:

И зеленые и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

-Изумительно красивые платки. Есть и другие товары на нашей Масленице.

Это чудо, посмотрите -

Резные ложки и ковши!

Вы разглядите, не спешите.

Слайд 21. «Хохломской промысел».

Лотошница с деревянной посудой:

Там травка вьется и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой!

Красоту такую люди называют Хохломой.

Слайд 22. «Хохломская роспись».

- Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

-Из чего изготавливалась посуда для росписи?

-Значит, она какая?

-Скажите, какие цвета используют мастера для росписи своей посуды?

+ Хохломская роспись.

+ Посуда изготавливалась из дерева.

+Посуда деревянная.

+ Мастера используют красный, зеленый, черный и желтый цвета.

Слайд 23 «Карусель».

(С муз. сопровождением).

Петрушка: А вы играть любите?

+Да, любим!

Петрушка: Тогда, собирайся народ,

Карусель всех ребят зовет!

(Проводится подвижная игра «Карусель»).

Дети берутся за ленты, идут – проговаривают слова медленно, а затем убыстряют темп - бегут по кругу.

Еле – еле, еле – еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра!

Прикреплённые файлы:

maslenica-chast-1_mk89v.pptx | 6292,72 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Костромская роспись» Цель. Обогащение знаний детей о народном творчестве посредством художественно – эстетического развития. Образовательные задачи. Познакомить.

Конспект НООД по речевому развитию с детьми средней группы «Зайчик в гостях у ребят» Программные задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением. 2. Учить детей заучивать стихотворения по картинкам. 3. Продолжать расширять словарный.

Конспект НООД с детьми средней группы по речевому развитию «Песенка ветра» Программные задачи: 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове. 2. Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.

Конспект НООД с детьми средней группы по речевому развитию «Дом для поросенка» Программные задачи: 1. Познакомить детей с английской сказкой «Трипоросёнка» (пер. С Михалкова, помочь понять её смысл. 2. Формировать умение.

Конспект НООД с детьми средней группы по речевому развитию Тема: Много мам на белом свете Программные задачи: 1. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение В. Руссу «Про маму» 2. Формировать умение детей образовывать существительные.

Конспект НООД с детьми средней группы по речевому развитию «Много мам на белом свете» Программные задачи: 1. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение В. Руссу «Про маму» 2. Формировать умение детей образовывать существительные.

Конспект НООД с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по речевому развитию «Самый вкусный овощ» Программные задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ-загадку об овощах. 2. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные.

Конспект ООД с воспитанниками младшей группы по речевому развитию на тему «Посуда»Конспект ООД с воспитанниками младшей группы по речевому развитию на тему «Посуда» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области Конспект.

План-конспект занятия по речевому развитию на тему «Дикие животные»План-конспект занятия по речевому развитию на тему «Дикие животные» Возраст детей: 6-7 лет. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, изобразительная. Образовательные.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Насекомые» в подготовительной группе Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: • учить детей читать слова из букв разного размера, расположенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД по речевому развитию на тему «Масленица»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 21:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД