Юлия Вовк
«Осень». Конспект НОД по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «ВЕСЁЛЫЕ ГНОМИКИ» с. НЕБУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
по речевому развитию
«Разноцветная осень»
Воспитатель:
Вовк Юлия Викторовна
2016г
Номинация: «Речевое развитие»
Интеграция ОО:
Публикация «„Осень“, Конспект НОД по речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• социально - коммуникативное развитие (взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности, употребление слов в точном соответствии с их смыслом);
• физическое развитие (приобретение опыта в двигательных видах деятельности);
• познавательное развитие (расширение и уточнение знаний о признаках осени, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи (сезон – растительность – труд людей, формирование интереса к отгадыванию загадок)
• речевое развитие (введение в словарь новых слов, полные ответы детей, восприятие на слух художественной речи, приобщение к словесному искусству, развитие умения задавать вопросы).
Тема: «Осень»
Цель: расширить и уточнить знания детей об осени (о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, об овощах, выращенных в огороде)
Задачи:
Образовательные: расширять словарь по теме «Осень»; учить употреблять существительные единственного и множественного числа; использовать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
Развивающие : способствовать развитию внимания и памяти; развивать слуховое внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; создавать условия для формирования умения делать выводы и простые умозаключения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени; чтение стихов об осени и осенних явлениях; загадывание загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья»; физкультминутки «Ветер дует нам в лицо…», «Дует, дует ветер»; рисование «Краски осени. Осенние листочки», оригами «Осенняя роща».
Современные образовательные технологии: игровая (решение проблемных ситуаций в игровой форме, дидактические игры, сказочный персонаж – гномик, личностно-ориентированная (каждый ребёнок имеет возможность высказаться, применить свой личный опыт, ИКТ (мультимедийная презентация).
Здоровьесберегающие технологии:
физ. минутка, дыхательная гимнастика, релаксация.
Организация развивающей среды для проведения НОД: мультимедийное оборудование (или ноутбук); мультимедийная презентация «Краски осени»; корзинка; листья деревьев (из картона); фигурки гнома и гриба, мячик.
Ход занятия:
На столе стоит корзинка, накрытая салфеткой, к которой прикреплена открытка.
Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы
Воспитатель читает: «Кто загадку отгадает, с тем я поиграю. Гномик». Отгадаем? Слушайте внимательно:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Воспитатель: молодцы, слушали внимательно и отгадали загадку, теперь мы можем заглянуть в корзинку.
Воспитатель раздает детям разноцветные листья деревьев. Дети встают в круг.
Воспитатель: посмотрите внимательно, одинаковые ли листья? Чем отличаются? (Цветом)
Воспитатель: сейчас поднимут руки те, у кого зеленые листья (желтые, красные)
А сейчас присядут на стулья те, у кого желтые (красные, зеленые) листья.
Воспитатель: послушайте стихотворение
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об осени)
Воспитатель: мы сегодня отправимся с вами в осенний сад. Это необыкновенный сад, а даже чуточку волшебный. В этом саду мы многое узнаем, многому научимся. В нашем саду властвует осень и нам надо рассказать об осени и её приметах при помощи табличек.
1 - «Солнце» - Солнце светит, но не греет.
2 - «Дерево гнется под ветром» - дуют ветры, желтеют и опадают листья. Листопад.
3- «Тучка и дождь» - осенью часто идут дожди.
4 – «Летит клин журавлей» - птицы улетают в теплые края.
5 – «Животные» - животные готовятся к зиме.
6 – «Поля с овощами» - люди убирают урожай с огородов и полей.
Воспитатель: вот мы и рассказали об осени, а помогла нам в этом волшебная таблица. А волшебный сад приготовил следующее задание. Вставайте на физ. минутку.
Физ. минутка «Дует, дует ветер»
Дует, дует ветер,
Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.
Желтые листочки
С дерева срывает. Имитация срывания листьев.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
(И. Плакида) Наклон вперед, руки касаются ног.
Воспитатель: Волшебный сад предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно и договаривайте слово, подходящее по смыслу.
1. Лейся, дождь, веселей.
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по (лужам).
2. Наш огород в образцовом порядке:
Как на парад построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил (лук)
3. Кругла, расплывчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная (картошка).
4. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней (помидора).
Воспитатель: мы попали свами к гному на огород. А Гном мне сообщил, что к ним тоже пришла осень, а у них в стране все такое маленькое, как они сами, и поэтому всё называется ласково. А вы, ребята, попробуйте, как гномики, сами образовывать ласковые слова из обычных слов.
Вставайте в круг – я бросаю мяч и говорю слово, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласковое слово:
Дождь – дождик; трава – травка, солнце – солнышко, лист –листочек, лес – лесочек, туча – тучка, ветер – ветерок.
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стулья.
В волшебном саду всего очень много. Давайте поиграем в игру «Один – много» я называю один предмет, а вы много.
Лужа – лужи, дерево – деревья, лист – листья, цветок – цветы, дождь – дожди, птица – птицы, туча – тучи, девочка – девочки.
Воспитатель: вспомним, ребята, что мы в волшебном саду. Какое время года сейчас? Осень. Давайте возьмем корзины и отправимся в лес за грибами. Какой чудесный воздух в лесу, давайте вдохнем, понюхаем как чудесен лесной воздух.
Дыхательная гимнастика.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
И. п. : сидя (стоя). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 – плавный выдох через нос. Повторить 3 – 5 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.
Воспитатель: подышали лесным воздухом, а теперь пойдем дальше.
По дорожке шли-
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли
Хорошо, что тихо шли.
Сюрпризный момент: гриб (внутри игрушки или под салфеткой спрятаны конфеты).
Воспитатель: мы нашли гриб – грибок, в нем что – то спрятано. Угадаем что – он нас угостит. Надо задать грибу вопросы, чтобы понять, что он спрятал.
Дети задают вопросы (примерные варианты) :
- этот предмет живой или нет?
- съедобное или не съедобное?
- сладкое или соленое?
- этим играют?
Воспитатель: Какие вы молодцы, отгадали загадку. Теперь, мы можем заглянуть и посмотреть, что за сюрприз приготовил нам гриб.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- О чем мы говорили на занятии? (ответы детей)
- Что вам показалось интересным? (ответы детей)
- Что вам запомнилось?
Релаксация.
Давайте, ребята возьмем в руки волшебные осенние листочки взмахнем ими и нарисуем на прощание в воздухе большое красивое солнышко. Улыбнулись. Какое у вас настроение? Помашем листочком и попрощаемся с волшебным садом.