Ольга Трофимова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. В жизни так важно понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций:
- интерес
- радость
- удивление
- горе
- отвращение
- гнев
- презрение
- страх
- стыд
- чувство вины
Формы работы, направленные на развитие эмоциональной сферы разнообразны. Развитие происходит на занятиях и в повседневной жизни ребенка.
1. Так как игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка-дошкольника, она считается основной формой работы.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. Их можно сгруппировать.
Первая группа – игры, в которых используются природные образы, образы подсмотренные в природе и включенные в игру позволяют задействовать все тело ребенка. Цель этих игр: развитие выразительных движений, речи; развитие воображения и наблюдательности; развитие эмпатии – умения сопереживать.
Игра «Облака»
По небу плыли облака
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз.
А, что увидел я, то вам
Я расскажу сейчас.
Вот облачко веселое смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной.
Я тоже посмеялся с ним: - Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьез.
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так и вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит.
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище пустилось наутек.
А маленькое облачко над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот.
- Ой, кто там в глади озера пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать.
Предложить детям выбрать карточки с изображением любого облачка и рассказать о его настроении.
Вторая группа - игры, в которых фигурируют персонажи сказок, любимых мультфильмов. Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения в этих героев. Цель этих игр: развитие выразительных движений и речи; Развитие произвольности, коммуникативных навыков и групповой сплоченности.
Игра «Выбери девочку»
Детям показывают 4 портрета девочек с ярко выраженной мимикой и читают знакомые стихи А. Барто: Бычок, Зайка, Мячик.
Третья группа – игры, в которых используются схематические изображения эмоций – пиктограммы, они помогают формированию у детей экспрессивных эталонов. Цель этих игр: развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
Игра «Снежинки»
Детям раздают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Рассматривая их, дети рассказывают о настроении своей снежинки, что она чувствует и изображают ее мимикой. Затем дети танцуют под «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского изображая себя снежинками.
Четвертая группа – игры сюрпризы. Цель этих игр: развитие воображения и мимических, выразительных движений, развитие внимания, наблюдательности, сообразительности.
Игра «Обувь»
Дети изображают ногами, как в прихожей стоит обувь: папины ботинки – вместе, строго, аккуратно; мамины туфли – красиво, жеманно; тапочки-косолапочки. Затем проходят в воображаемой обуви.
2.ЗАНЯТИЯ.
На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а так же с культурным наследием (литературой, живописью, музыкой)
Цели занятий: познакомить с основными эмоциями, учить различать эмоции по схематическим изображениям, учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом, учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Занятие на тему «Радость»
-) слушание муз. пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла»
После прослушивания беседа: - о чем думали, когда слушали? – что чувствовали? – какое настроение передает музыка?
-) повторное слушание и движения под музыку с игрушками, по окончании рассказывают о своих чувствах
-) вопросы: - что такое радость? – когда бывает радостно?
3.ЭТЮДЫ.
Этюды – небольшие эмоционально-образные зарисовки. Их можно разделить на три группы.
1 группа – этюды на развитие мимики и пантомимики.
2 группа – этюды на выражение определенных черт характера и эмоций.
3 группа – этюды на общение, на развитие выразительной речи.
Цель этюдов: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Выразительное изображение чувств порождаемых социальной средой (доброта, честность, жадность и др, их моральная оценка. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев страх и др) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность). Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой).
Этюд «Снежинка»
-Дул я долго на снежинку,
На язык ее ловил.
Со снежинкою смешинку
Я недавно проглотил.
Без веселья не могу
Быть минуты на снегу.
Дети рассматривают на ладошке воображаемую снежинку, дуют не нее, ловят языком и весело смеются.