Елена Голикова
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы «Почему люди плачут»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: Непосредственно-образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель: Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие. Вызвать желание проявлять сочувствие друг к другу.
Активизация словаря: утешить, успокоить, приласкать, пожалеть, грустный, печальный, веселый.
Обогащение словаря: сочувствовать, сопереживать, сожалеть.
Материал: стихи А. Барто, произведение В. Короленко «Слепой музыкант».
Ход занятия:
Воспитатель или ребенок читает стихотворение.
Не хочу я говорить! Не хочу я кушать!
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Целый день я буду ныть, никого не слушать! А-а-а, у-у-у!
Почему я все кричу? Вам какое дело?
Ничего я не хочу, все мне надоело! А-а-а! У-у-у!
- О чем это стихотворение?
- Почему люди плачут? (что-то болит, кто-то обидел, у кого-то горе и т. д.)
- А бывает так, что плачут без причины?
- Послушайте стихотворение А. Барто «Девочка - ревушка». Что случилось с девочкой Ганей? Как называют тех, кто плачет часто без причины? (рева – корова, плакса – вакса, ревушка)
- Как вы относитесь к таким детям? Как бы вы повели себя на их месте? Что бы вы пожелали им? (надо потерпеть, стыдно плакать без причины)
- А если хочется поплакать? Ну, например, у кого-то плохое настроение. Как в этом стихотворении.
У тучек сегодня плохие прически.
Тучки рыдают и капают слезки.
А-а-а!
Ивушки плачут и плачут березки –
С листиков капают, капают слезки.
А-а-а!
Грустно на свете, печально на свете.
Плачут деревья и тучки, и ветер.
- Что же делать в таких случаях? (успокоить, развеселить)
- Мы сказали, что стыдно плакать без причины. А всегда ли стыдно плакать? (нет, не всегда)
- А когда не стыдно плакать? (когда больно, обидно, жалко кого-то)
- Давайте вспомним рассказы, сказки, стихи, в которых люди или животные плачут (сказки «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Хаврошечка», С. Есенин «Лебедушка», А. Толстой «Птичка», «Лев и собачка» и т. д.)
- Что вы чувствовали, когда слушали эти произведения? (было жалко)
- Я так поняла, что вы умеете жалеть других, сочувствовать плачущему. Я сочувствую – я чувствую вместе с тобой, я чувствую твою боль. Я сожалею – я жалею тебя, я жалею вместе с тобой, тебе плохо и мне тоже плохо. Я сопереживаю – я переживаю вместе с тобой, ты переживаешь и я переживаю за тебя. Давайте вместе скажем эти слова: сочувствовать, сопереживать, сожалеть. Когда я сожалею, сочувствую, сопереживаю, я тоже могу заплакать от сочувствия, сожаления. Это обязательно случается с живыми людьми. Мы иногда сопереживаем, плачем от переживания, например, когда читаем книгу, смотрим фильм. Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».
Чтение отрывка из книги В. Короленко «Слепой музыкант».
- Девочка не знала, что мальчик слепой, поэтому назвала его смешным, странным. В жизни, к сожалению, часто такое случается. Я видела мальчика 7 лет, которого мама везла в коляске. А дети бежали рядом и дразнили его: «Маленький, маленький, в колясочке едет!» А я знаю этого мальчика, он самого рождения не может ходить. Мне стало жалко этого мальчика и больно за него и горько за тех детей, которые дразнили его, не понимая какую жестокую обиду они ему наносят.
- Как можно назвать детей, которые смеялись? (жестокие, безжалостные, бесчувственные)
- Скоро вы пойдете в школу и может произойти ситуация как в стихотворении А. Барто «Ботаника больна».
Чтение стихотворения А. Барто «Ботаника больна».
- Ситуация не такая приятная и веселая (учительница заболела, а дети радуются, что не будет урока) Дети проявили себя жестокими, безжалостными, бесчувственными. А как еще называют таких людей? Я прочитаю вам стихотворение, оно вам подскажет.
Чтение стихотворения А. Барто «Нет сердца у Валерика».
Нет сердца у Валерика,
С его щенком истерика,
Бедняга лает взаперти
- Гулять, гулять, меня пусти!
Но дела нет Валерию,
Что пес скулит за дверью.
Мы на просмотре фильма волнуемся в кино,
Переживаем сильно,
Валерке все равно!
- Дружить не будем мы с тобой,-
Сказали мы Валерию,
Ему билета не берем
На вторую серию.
- Таких людей называют бессердечными. Вы же понимаете, что у всех есть сердце. Но люди, которые не умеют сопереживать, не могут поплакать, когда кому-нибудь больно, называют бессердечными.
- А теперь представьте себе следующие ситуации. Кто бы как помог?
1. Мальчик катился с горки, санки перевернулись, и он больно ударился.
2. Бабушка пошла в магазин за молоком. На улице очень скользко. Она остановилась около ледяной дорожки и плачет.
3. Ребенок плачет.
Вывод: Надо всегда замечать горе других, сочувствовать, сопереживать тому, кому плохо и стараться помочь им.
- А сейчас посмотрите друг на друга. У всех у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Улыбнитесь друг другу.