Наталья Валерьевна Самарина
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Бой славен мужеством, а товарищ дружеством».
Самарина Наталья Валерьевна
Учитель-дефектолог МАДОУ
«Детский сад №75»
г Энгельс Саратовской области
Публикация «Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цели: Продолжать знакомить детей с государственными праздниками. Уточнить представления детей о Российской армии, о различных родах войск. Расширять представления о процессе становления Русской армии в исторической последовательности. Сформировать представления об особенностях военной службы. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам нашей Родины, желание быть похожими на них. Развивать познавательный интерес. Способствовать оздоровлению детей средствами физической культуры. Учить взаимодействовать в команде, участвовать в эстафетах. Развивать физические качества : быстроту, ловкость, выносливость.
Коррекционные задачи: Развивать умения детей работать со схемами, совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (на листе бумаги). Развивать зрительное внимание, координацию движений, глазомер, логику мышления.
Словарная работа. Родина, Отечество, Россия, страна, государственная граница, защитники Отечества, Армия, военнослужащие.
Материал: Иллюстрации из книги «Былины о богатырях», «Бородино», карта мира, дидактическое пособие «Защитники Отечества», конверты со схемами, штампы-звезды, эмблемы «моряки», «летчики», игрушки-кони, богатырские мечи, пилотки, бескозырки, игра «Дартс».
Предварительная работа: Слушание книг и просмотр мультфильмов о богатырях, знакомство с пословицами, разучивание стихов и песен.
План:
1. Вход под марш.
2. Рассказ учителя и показ книги о богатырях «Былины» И. Карноуховой.
3. Соревнование-эстафета «На коне с мечем в руке».
4. Стихотворение «На страже» В. Суслова.
5. Пословицы о смелости, отваги.
6. Беседа и показ книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».
7. Соревнование игра «Дартс».
8. Рассказ учителя и слушание стихотворения «День победы» Т. Белозерова.
9. Дидактическая игра «Назови рода войск».
10. Соревнование «Срочное донесение».
11. Индивидуальная работа с картой-схемой.
12. Итог и анализ занятия.
13. Исполнение песни «Мой папа хороший» С. Ильина (минусовка «Детские Русские».)
Дети входят под марш.
Дефектолог: Ребята, какой праздник страна отмечает 23 февраля? Что означает слово «Отечество»? (Наша Россия; страна, где ты живешь). Зачем стране нужна армия? ( Армия - для защиты людей живущих в этой стране: для защиты государства, которому служит).
Дефектолог: Да, ребята, все может наша земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя сама не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. С давних лет так повелось, как только на нашу землю приходит враг, все русские люди вставали и стар, и млад поднимались на ее защиту.
Дефектолог: А как, вы думаете, что означает слово «защитники»? (Люди, защищающие свою Родину, свой народ).
Да, ребята! Слово «защитник» происходит от слова защита, за щитом, щит. Издавна на Руси богатыри защищали нашу землю щитом и мечом. Об их подвигах складывали былины - это сказания, которые дошли до наших дней. Они рассказывали о подвигах богатырей – могучих и бесстрашных воинов, которые обладали огромной силой. Они разъезжали в чистом поле на своих конях. Кони были у них тоже богатырские, очень сильные и выносливые. Если два богатыря встречались, они мерялись друг с другом силой: это были их богатырские забавы. Но когда родной земле грозила опасность, богатыри отправлялись на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища не привел с собой, богатыри неизменно побеждали в бою.
Рассматривание иллюстраций в книге «Былины» И. Карноуховой.
(Какая у них одежда, оружие.)
Дефектолог: А среди вас есть такие же как богатыри сильные и ловкие, готовые помериться удалью молодецкую?
Эстафета «На конях с мечом в руке».
(соревнование двух команд, кто скорее передаст меч)
Дефектолог: О чести и доблести народа складывались пословицы. А какие вы знаете пословицы, и как вы их понимаете?
- «Один в поле не воин».
- «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
- «Храброму ордена и медали, а трусливому – худую славу».
- «Бой отвагу любит».
- «В бой кто смел, тот и победил».
Дефектолог: Проходило время менялись люди, но оставалось желание у других народов: немцев, французов, японцев завоевать нашу землю, наш народ. Они создавали новое оружие, появились: пистолеты, мушкеты, пушки; появилась могучая и быстрая конница. Враги придумывали и создавали хитрые планы. Но наш солдат был всегда на страже своих границ. Наш солдат непобедим, он защищал свою землю, свой народ, проявляя мужество и героизм. И враг отступал с позором.
(Рассматривание иллюстраций в книге «Бородино»)
Дефектолог: А какие качества характера должны иметь воины? (Смелость, отвага, мужество, неустрашимость).
Давайте и мы с вами покажем свою удаль и силу.
Соревнование – метание дротиков (игра «Дартс»)
Дефектолог: Обратите внимание, ребята, на карту. Покажите, где на ней обозначена наша страна. Как она называется? Как на ней отмечены: моря, реки, океаны, горы, леса, равнины? Наша Родина – Россия, она занимает самую большую территорию, отмечена она на карте розовым цветом, по краю очерчена темной полосой, что она обозначает? (границу)
Дидактическая игра «Назови военную профессию»
Как называется профессия человека, который охраняет границу? (пограничник)
Охраняет и стережет границы в небе? (летчик)
Военные, которые ездят на танках? (танкисты)
Плавают и охраняют морские границы? (моряки)
Охраняют нашу землю под водой? (подводники)
Ребенок: Стихотворение «День Победы» Т. Белозёрова
Свой праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Дефектолог: Много друзей у нашей Родины в разных странах, но были у нее и злые враги-те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидели они нашу мирную страну, но крепко охраняла Родину наша Армия. И вот напал фашист на нашу страну, когда спали люди ночью. Целых четыре года шла война, много солдат погибло, много слез пролили матери, оплакивая погибших сыновей, много зла и горя принесли фашисты на нашу землю. Но наш солдат очистил свою Родину от врага, и начал гнать их дальше. Засели они в своем главном городе берлине. Начался последний бой войны жестокий самый. И вдруг увидел один наш солдат. Добрая душа, во время боя на улице маленькую девочку. Бросился он к ней, подхватил ее на руки и вынес с поля боя. Война закончилась. Мы победили. И за смелость и героизм поставили нашему солдату в городе Берлине памятник. И идет по свету добрая слава о храбром солдате.
Рассматривание картины памятник Советскому солдату в Берлине.
Ребенок: Стихотворение «На страже» В. Суслова
Любой солдат и командир
Вам скажет очень точно:
Стране России нужен мир.
Хороший, долгий, прочный!
Нам нужно строить города,
Выращивать пшеницу
И быть готовыми всегда
С любым врагом сразиться.
Вот почему наш часовой
Всегда стоит на страже.
Он охраняет мир, покой,
И автомат заряжен.
Эстафета «Кто скорее принесет срочное донесение»
Дети делятся на «моряков» и «летчиков». Им необходимо принести и отдать конверты, в которых находится секретное сообщение с заданием.
Дефектолог: Ребята. А в конвертах оказались карты с красными и синими стрелками, которые обозначают движения войск. Вы можете нашим войскам помочь, если проявите находчивость и смекалку.
-Как определить дорогу без карты и компаса? (по звездам и деревьям)
-Как перебраться на другой берег реки, если нет лодки? (вплавь)
Работа детей с картами-схемами.
В конверте еще есть карты городов героев, с отмеченными минами, которые надо найти и обезвредить штампами - красная звезда. Вы должны не пропустить ни одной. Что может случиться, если мину не обнаружите?
Сколько мин вы обнаружили? (10)
Итог занятия.
Что нового узнали на занятии?
Какие задания или соревнования хотели бы выполнить еще раз?
-Да, ребята, наша Армия непобедимая, потому что наши воины защищают свою землю и свой народ. И наши мальчики, а может и девочки станут достойными защитниками Отечества, и будут похожими на своих пап и дедушек.
Песня «Мой папа хороший, на папу очень я похожий» С. Ильина
Литература:
1. Русские богатыри (былины). В пересказе для детей И. В. Карнауховой. Издательство: АСТ, 2014.
2. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». «Москва-Синтез» 2010.
3. Сборник детских песен. «Песни про папу для детей и взрослых» 2012г.
4. Сборник «Стихи о войне». Издательство: «Военная литература» 2009г.
5. М. Ю. Лермонтов «Бородино». Издательский дом: Детская литература. 1971г.