Полеева Ангелина
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи «Зимушка - зима»
для детей старшего дошкольного возраста
автор Полеева А. В.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Учить подбирать прилагательные к существительным; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений. Активизировать словарь по данной теме. Развивать мышление, внимание, речь, ориентацию в пространстве. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимушка-зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Учить, плавно кружась, двигаться под музыку.
Оборудование: магнитофон, музыка П. И. Чайковского «Зима», магнитная доска, коврофон.
Демонстрационный материал: 8 конвертов с заданиями размера А4. Письмо от Зимушки-Зимы размер А4. Картинка новогодней елки размер А4; картинки (размер 20*30 см) : белка, еж, шишки, новогодний шар, Дед Мороз, слон, звезда, свиристель, мышь, пирамидка. Картинки по теме «Зимние забавы» 4 шт. (размер А4). Картинки (размер 15*20) : Снегурочка, снежинка, снегирь, подснежник, снегопад, снеговик, снежок, снегокат, санки, лыжи, сосульки, коньки. Мяч, снежинка из бумаги.
Раздаточный материал: раскраски о зиме по количеству детей размер А4.
Ход занятия
- Я предлагаю сегодня отправиться в необычное сказочное путешествие. Для этого нужно настроиться.
Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. (Дети гладят себя по голове)
Слушаем внимательно. (Подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно. (Подносят руки к глазам, «смотрят в бинокль»)
Взрослых не перебиваем. (Грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем. (Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
- Закрываем глаза, начинаются чудеса. (Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Зима»)
- Ребята, какое время года вы услышали в музыке?
- Почему вы решили, что это зима?
- Какой характер у музыки?
- Посмотрите, здесь нас ждет какое-то письмо.
Появляется конверт, украшенный картинкой на зимнюю тематику. ( На нем написано: «Для группы «Зайки» от Зимушки-Зимы»)
- Это письмо для нас. Сейчас я вам его прочитаю.
- «Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима, прислала вам письмо. Знаю, вы очень любите играть, и я придумала для вас игры про зиму. У меня для вас есть задания. Всего их восемь. Выполнять их нужно по порядку. Если вы все их выполните, то в конце получите сюрприз от меня. Задания я спрятала в разных уголках группы. Желаю вам удачи».
- Ребята, давайте найдем первое задание. Открываем конверт с вопросом и заданием.
- Какой самый главный праздник зимы? (ответы детей)
- Конечно Новый год.
Первое задание называется «Логические цепочки».
- Я предлагаю составить Новогоднюю картинку на коврофоне.
1. Игра «Логические цепочки».
Воспитатель: Первой я ставлю картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год — главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т. к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.
Ребенок должен выбрать картинку, включить её в цепочку (прикрепить на коврофон) и объяснить свой выбор.
- Зима приготовила для нас еще одно задание.
2. Игра «Доскажи словечко».
- Я начинаю, а вы продолжаете. Необходимо ответить на вопрос «Что делает?»
Зимнее солнце (что делает….
Пушистый снег (что делает…
Дети зимой (что делают) …
Пушистый снег (что делает…
Быстрая белка (что делает…
- Следующее задание. Необходимо ответить на вопросы.
3. Беседа о зиме. Дети отвечают на вопрос и передают снежинку.
- Зима какая? (Ответы детей)
- Снег какой? (Ответы детей)
- Снежинки какие? (Ответы детей)
- Метель какая? (Ответы детей)
Коммуникативная игра "Сугроб".
- Превратимся в снежинки. Полетаем под музыку и соберемся в сугроб.
4. Игра "Кто нарисован на картине и что делает".
Детям предлагаются сюжетные картинки «Зимние забавы».
- Скажите, пожалуйста, что делают дети зимой?
5. Игра «Родственные слова»
- Как много родственников у слова «снег»! Подберите похожие слова. А помогут нам в этом картинки. Дети выбирают картинки с подходящими словами.
6. Игра «Скажи ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребенок возвращает мяч воспитателю, называя слово уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Снег - снежок, ветер -. , мороз -. , сугроб -. , холод -. , лед -. , санки-, горка-,
снежинка-, елка-, зима-, ветер-, шарф- ,снеговик-, шапка-…
7. Игра «Скажи наоборот»
- Следующая игра такая: я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.
Зимой ночь длинная, а день (короткий)
Снег белый, а асфальт (чёрный)
Зимой ветер холодный, а летом (тёплый)
Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
Летом небо светлое, а зимой - (темное)
Летом день длинный, а зимой - (короткий)
Летом солнце светит ярко, а зимой - (тускло)
Весной лед на реке тонкий, а зимой - (толстый)
Снег мягкий, а лед - (твердый)
Одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
8. - Наш последний конверт с заданиями.
- Зимушка-Зима пишет :
«Пусть каждый расскажет, какое задание сегодня больше понравилось, а что было самое трудное». Ответы детей.
«Ребята, сюрприз найдете в центре творчества».
Дети находят раскраски по теме «Зима».