Мария Александрова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Барто «Дело было в январе» с использованием элементов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
заучивание стихотворения при помощи опорных рисунков мнемотаблицы
Задачи:
Обучающие:
• Учить запоминать стихотворение.
• Развивать связную речь.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Развивающие :
• Развитие образного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, творческого воображения;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Заучивание стихотворения А, Барто „Дело было в январе“ с использованием элементов мнемотехники» размещена в разделах
- Барто А.Л. Конспекты занятий
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
• развитие мелкой моторики при частичном графическом воспроизведении текста
Воспитательные:
• воспитывать любовь к русской поэзии, к словесному творчеству
Материалы: Иллюстрации зимнего леса, мнемотаблица,
Методические приемы: беседа, работа с демонстрационным материалом (мнемотаблица, иллюстрации, игра (координация речи с движением)
Планируемые результаты: воспитанники научатся проводить логические связи между зрительным образом предметов и словесным его выражением
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я прочту отрывок из стихотворения Федора Тютчева «Чародейкою зимою…», а вы попробуйте догадаться, куда мы с вами сегодня отправимся:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Дети: Сегодня мы отправимся в зимний лес.
Воспитатель: Конечно, мы отправимся в путешествие в зимний лес. В этом волшебном лесу есть необычная елка, она нарядная. Я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно и поймете, что же такого необычного в этой елке.
Воспитатель читает стихотворение :
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
Воспитатель: Дети, это стихотворение называется «Дело было в январе» и написала его русская поэтесса Агния Барто. Вы, я уверена, уже знакомы с этой поэтессой. Давайте вспомним несколько стихотворений (воспитатель подсказывает начало стихотворений, а дети вспоминают и подхватывают «Зайка», «Резиновая Зина», «Мишка», «Болтунья» и др.)
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? ( ответы детей: веселое, новогоднее, доброе). Это такая новогодняя история, где все хорошо закончилось
Дети: Да, понравилось. Оно смешное.
Воспитатель: Да, верно, стихотворение шуточное. Давайте выучим это стихотворение. Посмотрите - на доске я нарисовала изображения, которые помогут быстро и легко запомнить это стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз и показывать на картинку по строчке. А вы внимательно следите за моим рассказом. (Воспитатель читает) Ребята, все ли понятно из того, что у меня нарисовано на доске
При необходимости воспитатель разбирает вместе с детьми нарисованные на доске изображения. Ответы детей, объяснение картинок.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, В каком месяце происходило действие в стихотворении?
Дети: В январе.
Воспитатель. Правильно. Дело было в январе. А кто бродил возле ёлки, которая стояла на горе?
Дети: Возле ёлки бродили злые волки.
Воспитатель: Все верно. А в какое время суток встретили зайчата и зайчиха волка под горой?
Дети: Ночной порой, когда в лесу так тихо.
Воспитатель: Что сделали зайчата, чтобы не попасться в лапы волку?
Дети: Зайчата бросились вперед и прыгнули на ёлку.
Воспитатель: Молодцы. А как они спрятались от волка?
Дети: они прижали ушки, повисли как игрушки
При необходимости воспитатель помогает детям вспомнить и указывает на нужную картинку.
Воспитатель: Сколько маленьких зайчат висят на ёлке?
Дети: Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат.
Воспитатель: Хорошо. И наконец, что же волк подумал, когда увидел игрушки на ёлке?
Дети: Подумал волк, что на горе украшенная ёлка.
Воспитатель: как вы быстро справились с моими вопросами! Ответив на вопросы, мы с вами повторили стихотворение.
Воспитатель еще раз читает стихотворение по строчке, дети хором повторяют за ним с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: Мы немного подустали. Давайте отдохнем и поиграем.
Воспитатель приглашает пройти на ковер и предлагает им встать в круг
Воспитатель: Давайте представим, что в лесу мы с вами замерзли и чтобы согреться поиграем в игру «Художник-невидимка» :
Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием коленей.
По городу идет:
Всем щеки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока ты спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью
Сверкающие листья
Затем дети по очереди рассказывают наизусть стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Итог:
Воспитатель: Все вы большие молодцы! Вот и закончилась наша прогулка и нам нужно вернуться в группу. Мы хорошо с вами потрудились и быстро запомнили стихотворение Агнии Барто «Дело было в январе». Интересно (легко) ли вам было? (ответы детей) Наше занятие окончилось. Спасибо.
Использование мнемотаблицы в качестве дидактического материала можно практиковать достаточно часто на занятиях по развитию речи. Заучивание стихотворений, пересказ текстов при помощи схематичных зарисовок (мнемотаблиц) значительно уменьшает количество времени на запоминание, а также облегчает процесс запоминания сложных для употребления в речи словосочетаний и предложений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает в игру!