Наталья Щербинина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с термином «слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с термином «СЛОВО». Развивать фонематический слух у детей.
Задачи: Воспитывать любовь к художественной литературе
Учить отличать звук от слова.
Привлекать внимание к новым словам, помогать подбирать новые слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета.
Показать на опыте, что предмет и слово, его называющее -это не одно и тоже.
Интеграция видов деятельности: игровая; коммуникативная; двигательная; художественная.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство с термином „слово“» размещена в разделах
Материалы: фланелеграф, набор картинок с изображением предметов, мяч.
Приё мы: игровой; совместная речевая деятельность; чтение художественной литературы.
Ход непосредственно- образовательной деятельности.
«Всему название дано — и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным -полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз- над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас — означено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома: .
Одно- давно привычно нам, другое не знакомо.
Слова, слова, слова ….
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно!"
А. Шибаев
Вокруг нас очень много предметов, они обозначены словом. Словом называют предметы и явления окружающего мира.
Ребята, посмотрите, кто нарисован на этой картинке? (Белка)
Какое это животное?
Это животное обозначаем словом «белка» Каждое слово имеет своё значение.
Давайте все вместе пойдем в наш лес. Кого вы здесь нашли? (ежа; лису; ёлку)
Расскажите всё, что знаете о еже, о лисе, о ёлке.
Ребята! Случилась беда, мы заблудились. Что мы станем кричать, чтобы нас нашли? Правильно! Мы будем кричать (А- У) Теперь вы позовите своих друзей на помощь.
Посмотрите, к нам на помощь прикатился мяч. Вот он и укажет дорогу назад.
Друзья мои, вот мы и вернулись в нашу группу. А теперь давайте поиграем с мячом.
Что можно сказать о мяче?
У меня есть мяч, его можно сдавить руками (попробуйте, его можно рассмотреть. Какой мяч? (упругий, шарообразный, гладкий). Его можно подбрасывать, ловить, ударять им об пол). Давайте проведем опыт.
Саша, возьми мяч и ударь им об пол. Что мы слышим? (Звенящий звук удара). Мяч подпрыгнул и укатился. Осталось только слово. Произнесите его: "Мяч. Мяч. Мяч. " Слово нельзя бросить, определить форму и цвет. Подумайте, что можно сделать со словом? (слово можно услышать, произнести, выложить из букв, написать, прочитать).
Ложка- это ложка, ложкой суп едят,
кошка- это кошка, у кошки семь котят.
тряпка- это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова: плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим!
И ничего не значит плим, плим, плим!
Какие здесь слова я назвала? (кошка, ложка, тряпка, шапка)
Что они обозначают? Что обозначает слово "плим"? (Ничего, это звук)
Придумайте сами звуки. (дум, зум, фук, плим).
А теперь придумайте слова (Стол, кукла, ручка, ветер).
Сейчас я назову слова, а вы скажите, что они обозначают (мышка-животное, хлеб- продукт питания, кукла-игрушка).
Давайте поиграем в слова, придумайте сладкое слово (конфета, мед, варенье., кислое слово (лимон, щавель., колючее слово (ежик, елка, иголка., соленое слово (соль, селедка.).
Ребята, я знаю одно стихотворение и ничего не понимаю в нем. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Показал садовод
нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо
Огурбузы росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Н. Кончаловская
Что за овощи росли на грядках? (огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста). Найди эти овощи на картинке.
Сегодня мы с вами познакомились со словами и их значениями.