Наталья Дуглава
Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи»
Цель: развитие звуковой культуры речи детей
Задачи:
Образовательные: продолжать учить подбирать слова с определенным звуком, упражнять в различении заданного звука в словах, определять его позицию, закреплять умение в определении количества звуков в слове.
Развивающие: развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему, уважение к старшим и желание
сделать что-то приятное.
Публикация «Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал: магнитная доска, мягкая игрушка волк, картина с изображением домика; корзинка, бутафорские овощи и фрукты (помидор, картофель, капуста, свекла, клубника, апельсин, яблоко, банан, слива, баклажан, кабачок, груша, лимон, малина, земляника); карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе – стебли, на концы которых прикрепляются бутоны цветов. на вазах – кармашки; рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки – тех размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба, (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил.
-К какой сказке можно отнести эту сказку? (Красная шапочка)
-А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке? (Да)
-Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны? (Да)
-Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами, мы выберем те, в названиях которых слышится звук «ль»
Проводится игра «Кто быстрее соберет корзинку с гостинцами»
Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком
Материал: корзинка, бутафорские овощи и фрукты (помидор, картофель, капуста, свекла, клубника, апельсин, яблоко, банан, слива, баклажан, кабачок, груша, лимон, малина).
Ход игры: воспитатель показывает овощи, фрукты и ягоды, которые лежат на столе, и предлагает детям положить в корзинку только те, при произношении которых встречается звук «ль» и назвать его, выделяя заданный звук.
- Ребята, вы молодцы, гостинцы бабушке собрали, можно отправляться в путь. А на пути нам встречаются… (Воспитатель показывает карточку с изображением утят).
Дети: утята
- утята попросили проверить все ли они идут на речку, никого они не потеряли?
Проводится пальчиковая гимнастика «Утята»
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи – не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого пальца, а со звуков «Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).
- Идем дальше в гости бабушке по лесной тропинке, а вдоль тропинки растут красивые цветы. Давайте бабушке в подарок соберем красивый букет.
Проводится игра «Собери букет»
Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.
Материал: карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе – стебли, на концы которых прикрепляются бутоны цветов. На вазах – кармашки.
Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж, з в названиях: «с» - синий, сиреневый, красный, серый; «Л» - голубой, белый, фиолетовый, зеленый, желтый; «Р» - красный, розовый, орнжевый, сиреневый, серый; «ж-з» - оранжевый, желтый, зеленый, розовый.
Ход игры: воспитатель ставит перед детьми 2 карты, на которых изображены вазы со стеблями, магнитную доску с цветами разного цвета. Объясняет: «Дети, нам надо составлять букеты из цветов разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названиях которого есть звук «л», в вазе, на которой ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названиях которых есть звук «р». На каждый стебель нужно прикрепить по одному цветку».
Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы, я добавил оранжевый (звук «р»)».
- Молодцы! У нас получились очень красивые букеты, я думаю, они бабушке очень понравятся. Посмотрите, дальше на пути у нас две тропинки, чтобы узнать, на какую свернуть, надо построить пирамиду.
Проводится игра «Построим пирамиду»
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Материал: рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки – тех размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба, (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).
Ход игры: воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже – из трех, еще ниже – из четырех. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».
Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «в слове жук три звука. Я поставлю эту картинку на второй ряд (от верха)» и т. д.
- Вы собрали пирамиду, и теперь мы знаем куда нам идти дальше. Сейчас мы пойдем по узенькой тропинке до опушки леса. Но смотрите впереди, на дорожке сидит…Воспитатель показывает мягкую игрушку волка.
Дети: «Волк».
- У волка болят лапы, потому что он никогда не делал зарядку. Давайте мы его научим.
Проводится физкультминутка «Зарядка»
Ты давай-ка, не ленись! Поднять руки вверх, рывком
Руки вверх и руки вниз, опустить вниз-назад.
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи!
Корпус вправо, корпус влево, Повороты корпуса в стороны.
Надо спину нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою, Поднять ногу, согнуть в колене
А другую подогну. Подтянуть к груди.
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели Дети рассаживаются на стулья.
И на место снова сели.
- Ну, ребята, Молодцы! Помогли волку размяться. Посмотрите вперед (Воспитатель показывает картину с изображением домика на опушке) что мы видим?
Дети: «Мы видим домик, в котором живет бабушка».
- Правильно, мы уже пришли. Скажите, пожалуйста, какой у бабушки дом? (Дом у бабушки красивый, маленький, уютный, сказочный, белый, деревянный, низкий).
- Скажите, в доме у бабушки одно окно или много (окон)
- Много дверей или одна … (дверь)
- А около дома одно дерево или много (деревьев)
- Один цветок или много (цветов).
- Сейчас давайте постучимся в дверь и отдадим бабушке гостинцы и цветы. (раздается стук, появляется бабушка (кукла бибабо на руке у воспитателя).
-А вот и детки мои хорошие. Какие же вы умницы, молодцы, помогли моей внученьке, спасибо вам за все ваши старания и знания (говорит воспитатель бабушкиным голосом).
Воспитатель:
- Бабушка, а мы с ребятами принесли вам цветы и гостинцы, угощайтесь. А нам пора возвращаться, правда, ребята?
Дети: «Да, до свидания!».