Елена Леонидовна Никитина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта С. Есенина.
Способствовать образному восприятию стихотворения.
Научить видеть единство содержания и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи.
Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, любовь к родной природе.
Материал:
Репродукция картин с изображением березы И. И. Левитана "Золотая осень".
Картины музыкальных инструментов.
Иллюстрация с изображением березы.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
Портрет Сергея Александровича Есенина.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя о поэте С. Есенине и его любимом дереве- береза.
Рассматривание картины.
Чтение стихотворения "Береза", беседа по содержанию.
Заучивание стихотворения "Береза".
Прослушивание русской народной песни "Во поле береза стояла. "
Ход занятий
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня представим, что мы находимся в красивой роще. Какие чувства вас охватывают? (Восторг, восхищение,радость.)
- Давайте посмотрим картины природы. Что изображено на иллюстрациях?
- Какое из этих деревьев стало символом России? (Береза). Это самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к ее образу, называя березу русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Ее видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Береза - символ женственности и плодородия у многих народов.
Беседа о березе :
- Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии береза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с березой, березу считают русским деревом. Береза - символ нашей Родины. Когда великий русский композитор М. И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе.
Ее очень часто называют нежным, женственными словами : матушка береза, красавица леса и т. д. Она символизирует чистоту и женственность. На " Зеленые святки" в России девушки проводили обряд "заламывания" березы : на дворе скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками - так береза могла помочь скоро выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне " Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю".
Словесно - речевая игра "Плетем венок".
- Ребята, сейчас мы с вами тоже будем водить хоровод и сплетем венок из слов. Встаем п одному, называя слова, подходящие к слову "береза", и образуем хоровод.
Звучит музыка песни "Во поле береза стояла".
- Береза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова : белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная.)
Воспитатель:
- Прекрасные стихи о природе принадлежит С. Есенину. Все свое творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина "Береза". Послушайте стихотворение и попробуйте прочувствовать его.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель:
- О чем это стихотворение? Какую увидел березу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел ее из окна? (ответ детей)
- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки березовых веток ( ответ: с белой бахромой.)
- Какие предметы вы увидели в стихотворении? ( ответ: Береза, окно, снег, ветки, бахрома, заря и т. д.)
- У какого времени года такие краски? ( ответ: зима).
- Какие вы звуки услышали в этом стихотворении? ( ответ: тишина, скрип снега.)
- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую березу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все моги услышать, и постараться чувствовать автора, его любование березой.)
Воспитатель:
Дважды читает стихотворение полностью. Дети тихо произносят текст вместе с ним. Далее заучивание по четверостишиями (3-4раза.)
Физ. минутка " Береза"
Мы березку посадили,
И водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Воспитатель:
- Давайте представим себя музыкантами. Если бы мы сочиняли музыку к стихотворению " Береза", каким настроением она должна быть проникнута?
Воспитатель показывает картинки с изображением балалайки, скрипки, флейты, гармони. ?
Какие из этих инструментов для этого нам понадобятся?
- Молодцы, сегодня мы с вами слушали звуки, видели образы, были композиторами, выучили стихотворение С. Есенина " Береза".