Евгения Титаренко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме : «Насекомые»
Задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в образовании нужной формы существительных, существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, сложных слов, подборе антонимов, составлении предложений разных конструкций из отдельных слов, с использованием союза потому что.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Развивать образность речи.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
• Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
• Развивать общую моторику, координацию.
• Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
• Воспитывать доброе отношение и интерес к маленьким соседям по планете.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых, чтение художественных произведений с героями насекомыми, наблюдение за насекомыми на прогулке, рисование, лепка по теме.
Материал: предметные картинки насекомых, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, бабочка, кузнечик, комар)
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой богомол заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания богомола.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой богомол заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
- Нужно будет выполнить все задания богомола.
А вот и первое задание от богомола: Нужно ответить на вопросы
-Почему насекомые так называются? (на брюшке у них полоски – насечки)
-Какую пользу приносят насекомые
- людям? (мед, воск)
- лесу? (унич. вредн. насек. ,опыляют,разносят семена)
- животным и птицам? (служат кормом)
Какой вред наносят
- людям (кусают, разносят болезни)
- лесу (поврежд. кору, съедают листья)
- животным (больно кусают)
-Чем питаются хищные насекомые? Назовите их
-Другие (остатками пищи, нектаром)
-Почему имеют необычную окраску?
Игра «4 лишний». (Составление предложений с союзом «потому что».) 2 варианта
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
-Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, паук (потому что не относится к насекомым);
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка (потому что нехищное насекомое);
- божья коровка, комар, муравей, стрекоза (потому что не летает);
- пчела, таракан, муха, комар (потому что полезное насекомое);
Составь предложение из слов:
- в, запуталась, муха, паутине (Муха запуталась в паутине)
- Мошка, стол, ползет, по. (Мошка ползет по столу.)
- Стрекочет, ночь, кузнечик. (Кузнечик стрекочет ночью.)
- Летит, улей, пчела, в. (Пчела летит в улей.)
- Над, порхает, цветок, бабочка. (Бабочка порхает над цветком.)
«Исправь ошибку»
Бабушка летает около цветка.
Пила летит и жужжит.
Лук ползет по веточке.
Воробей залез в муравейник.
Мука села на сыр.
Самовар укусил Машу.
Цветок сел на бабочку.
Игра «Один – много» (игра с мячом)
Один жук – много жуков.
Один комар – много комаров.
Одна муха – много мух.
Одна бабочка – много бабочек.
Одна стрекоза – много стрекоз.
Один муравей – много муравьев.
Одна мошка – много мошек.
Одна пчела – много пчел.
Один шмель – много шмелей.
Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Майский жук большой, а божья коровка…
У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …
У жука усы толстые, а у бабочки …
Бабочка красивая, а паук …
Муравей передвигается быстро, а гусеница…
Назови ласково (вытягивают картинки насекомых и образуют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха
Скажи одним словом
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза…
У таракана длинные усы…
«Нужно отгадать загадки».
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят фигурку и выставляют на полянку.
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это, какие слова помогли найти отгадку?
=У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
=Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
=Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
=Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
=Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
=Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
=Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
=Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
=Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
- Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка!
Рефлексия
Вот и подошли наши испытания к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых и размещают их на полянке возле цветов)
-Что показалось сложным для вас сегодня?
- Где пригодятся вам эти знания?
- Какая игра вам больше всего понравилась?