Сания Шаммасова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Колокольчики»
по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
воспитатель логопедической группы Шаммасова С. Я.
01.04.2021 г.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме „Пресноводные и аквариумные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Цель: развитие речи на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить представления детей о пресноводных, аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);
- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
- формировать лексико – грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными)
- формировать умение самостоятельно выполнять задания;
Коррекционно - развивающие задачи :
- развивать общую, мелкую моторики;
- развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Пресноводные и аквариумные рыбы»; магнитная доска; набор магнитных карточек с изображением аквариумных, пресноводных рыб, разрезные картинки, счетные палочки.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам посмотреть, как мы занимаемся.
Встаньте, ребята, все в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть внимательными.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: А. С. Пушкин
Воспитатель: Верно, а какую рыбку поймал дедушка?
Дети. Золотую рыбку.
Воспитатель выставляет перед детьми на подставке картинку с изображением золотой рыбки.
Воспитатель: Сегодня она к нам в гости и приплыла. Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете о рыбах.
Воспитатель: 1-е задание: Нужно отгадать загадку.
В воде она живет.
Нет клюва, а клюет.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это рыба
Воспитатель: Правильно, это рыба.
Воспитатель: 2-е задание: Игра «Собери и назови обитателя воды» (развитие мелкой моторики, развитие внимания, соображения, сплочение коллектива)
Воспитатель выставляет на слайде картинки рыб (сом, щука, карась, окунь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и назовите этих рыб.
Дети называют.
Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать из разрезанных частей целую рыбу и затем назвать какую рыбу вы собрали.
Воспитатель: Кто у вас на картинке? А кого вы собрали?
Артикуляционные упражнения:
Воспитатель: Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.
1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. (»Хоботок»)
Воспитатель: Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт.
Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?
2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная.
3. «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)
Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули
И от щуки увильнули.
4. «Часики»
Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.
3 Задание: Упражнение «Кто где живет?»
Воспитатель: Ребята, где живут рыбы?
Дети: Рыбы живут в реке, пруду, озере, море, океане, аквариуме.
На слайде изображения водоемов: реки, пруда, аквариума и др.
Воспитатель: Ребята, как называются рыбы которые живут в аквариуме?
Дети: Аквариумные рыбки
Воспитатель: А какие аквариумные рыбки вы знаете?
Дети: гуппи, золотая рыбка, сомик, меченосец, телескопик.
Воспитатель: Ребята, а как называются рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах?
Дети: Пресноводные рыбы.
Воспитатель: А каких пресноводных рыб вы знаете?
Дети: Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш, карп, карась, лещ.
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы на рыбалке.
Мимические упражнения:
1. Испугаться при виде огромной хищной зубастой щуки.
2. Обрадоваться золотой рыбке.
3. Огорчиться уплывшей рыбке.
Дыхательная гимнастика
«Рыба сорвалась с крючка»
Воспитатель: И. п. : ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3 – 4 раза.
Воспитатель: 4-е задание: Речевая игра «4 лишний»
лягушка, окунь, пескарь, щука;
золотая рыбка, щука, сом, окунь;
меченосец, скалярия, окунь, гуппи
5-е задание: Работа над называнием частей тела рыб. «Что мы знаем о рыбах?»
Воспитатель: Ребята, все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
Воспитатель: Что общего имеют все рыбки?
Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.
Воспитатель: А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Для того чтобы дышать.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна чешуя рыбам?
Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.
Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.
Воспитатель: А сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.
Физминутка «Рыбка» (координация речи с движением, развитие подражательности).
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке наклоны в сторону
плавные движения руками
движения плечиками
Воспитатель: 6-е задание: Речевая игра «Один-много»
Одна маленькая рыбка – много маленьких рыбок,
Одна хищная щука – много хищных щук,
Один усатый сом – много усатых сомов,
Один колючий ёрш – много колючих ершей,
Один ловкий пескарь – много ловких пескарей
Один крупный карп – много крупных карпов,
Один крошечный карась – много крошечных карасей
Воспитатель: Давайте, ребята, немного поиграем с нашими ручками и пальчиками и порадуем “Золотую рыбку”.
Пальчиковая гимнастика
(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Погрозить пальчиком
Медленно сблизить ладони
Хватательные движения пальцами “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
7 задание. Упражнение «Друзья для рыбки»
(Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Посмотрите, у вас на столиках лежат счетные палочки, Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из счетных палочек. Попробуем?
Дети делают рыбку из счетных палочек, затем воспитатель спрашивает.
Игра «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Воспитатель: Ксения, какую рыбу ты собрала? Покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? ( Ответ: Рыбья голова.)
- Егор, а ты какую рыбу собрал? Покажи туловище. Чьё это туловище? ( Ответ: Рыбье туловище.)
- Аня, а у тебя что за рыбка? Покажи хвост. Чей это хвост? ( Ответ: Рыбий хвост.)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Посмотрите, сколько друзей мы сделали для золотой рыбки. Посмотрите как рада золотая рыбка.
Заключительная часть (Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)
Воспитатель: Золотая рыбка говорит вам спасибо за игры и хочет со своими друзьями вернуться домой, куда, ребята?
Дети: Рыбка отправляется в аквариум.
Воспитатель: Как передвигается золотая рыбка? Ребята, хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ. Приготовились?
Воспитатель: Рыбка полетит домой?
Воспитатель: Рыбка побежит домой?
Воспитатель: Рыбка поползёт домой?
Воспитатель: Рыбка поплывёт домой? (Хлопок в ладоши.)
Воспитатель: Правильно! Рыбка поплывёт домой. Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, золотая рыбка!»
Итог занятия:
О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? А какие задания были сложными? (Ответы детей.)
Дети выбирают картинку с золотой рыбкой - если занятие понравилось,
картинку с щукой – если было скучно и не интересно.
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии, были внимательными, старались правильно говорить, золотая рыбка приготовила для вас подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический дневничок.