Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Сания Шаммасова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Колокольчики»

по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»

воспитатель логопедической группы Шаммасова С. Я.

01.04.2021 г.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме „Пресноводные и аквариумные рыбы“» размещена в разделах

Цель: развитие речи на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить представления детей о пресноводных, аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);

- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;

- формировать лексико – грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными)

- формировать умение самостоятельно выполнять задания;

Коррекционно - развивающие задачи :

- развивать общую, мелкую моторики;

- развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Пресноводные и аквариумные рыбы»; магнитная доска; набор магнитных карточек с изображением аквариумных, пресноводных рыб, разрезные картинки, счетные палочки.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам посмотреть, как мы занимаемся.

Встаньте, ребята, все в круг.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть внимательными.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

Дети: А. С. Пушкин

Воспитатель: Верно, а какую рыбку поймал дедушка?

Дети. Золотую рыбку.

Воспитатель выставляет перед детьми на подставке картинку с изображением золотой рыбки.

Воспитатель: Сегодня она к нам в гости и приплыла. Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете о рыбах.

Воспитатель: 1-е задание: Нужно отгадать загадку.

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это рыба

Воспитатель: Правильно, это рыба.

Воспитатель: 2-е задание: Игра «Собери и назови обитателя воды» (развитие мелкой моторики, развитие внимания, соображения, сплочение коллектива)

Воспитатель выставляет на слайде картинки рыб (сом, щука, карась, окунь)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и назовите этих рыб.

Дети называют.

Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать из разрезанных частей целую рыбу и затем назвать какую рыбу вы собрали.

Воспитатель: Кто у вас на картинке? А кого вы собрали?

Артикуляционные упражнения:

Воспитатель: Все ребята по порядку

Утром делают зарядку

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.

1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. (»Хоботок»)

Воспитатель: Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?

2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

3. «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)

Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули

И от щуки увильнули.

4. «Часики»

Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.

3 Задание: Упражнение «Кто где живет?»

Воспитатель: Ребята, где живут рыбы?

Дети: Рыбы живут в реке, пруду, озере, море, океане, аквариуме.

На слайде изображения водоемов: реки, пруда, аквариума и др.

Воспитатель: Ребята, как называются рыбы которые живут в аквариуме?

Дети: Аквариумные рыбки

Воспитатель: А какие аквариумные рыбки вы знаете?

Дети: гуппи, золотая рыбка, сомик, меченосец, телескопик.

Воспитатель: Ребята, а как называются рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах?

Дети: Пресноводные рыбы.

Воспитатель: А каких пресноводных рыб вы знаете?

Дети: Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш, карп, карась, лещ.

Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы на рыбалке.

Мимические упражнения:

1. Испугаться при виде огромной хищной зубастой щуки.

2. Обрадоваться золотой рыбке.

3. Огорчиться уплывшей рыбке.

Дыхательная гимнастика

«Рыба сорвалась с крючка»

Воспитатель: И. п. : ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: 4-е задание: Речевая игра «4 лишний»

лягушка, окунь, пескарь, щука;

золотая рыбка, щука, сом, окунь;

меченосец, скалярия, окунь, гуппи

5-е задание: Работа над называнием частей тела рыб. «Что мы знаем о рыбах?»

Воспитатель: Ребята, все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Воспитатель: Что общего имеют все рыбки?

Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.

Воспитатель: А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для того чтобы дышать.

Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Ребята, для чего нужна чешуя рыбам?

Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.

Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.

Воспитатель: А сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.

Физминутка «Рыбка» (координация речи с движением, развитие подражательности).

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке наклоны в сторону

плавные движения руками

движения плечиками

Воспитатель: 6-е задание: Речевая игра «Один-много»

Одна маленькая рыбка – много маленьких рыбок,

Одна хищная щука – много хищных щук,

Один усатый сом – много усатых сомов,

Один колючий ёрш – много колючих ершей,

Один ловкий пескарь – много ловких пескарей

Один крупный карп – много крупных карпов,

Один крошечный карась – много крошечных карасей

Воспитатель: Давайте, ребята, немного поиграем с нашими ручками и пальчиками и порадуем “Золотую рыбку”.

Пальчиковая гимнастика

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.

Хлопают в ладоши

Погрозить пальчиком

Медленно сблизить ладони

Хватательные движения пальцами “щепоткой”.

Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками

Воспитатель: Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.

7 задание. Упражнение «Друзья для рыбки»

(Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Посмотрите, у вас на столиках лежат счетные палочки, Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из счетных палочек. Попробуем?

Дети делают рыбку из счетных палочек, затем воспитатель спрашивает.

Игра «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

Воспитатель: Ксения, какую рыбу ты собрала? Покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? ( Ответ: Рыбья голова.)

- Егор, а ты какую рыбу собрал? Покажи туловище. Чьё это туловище? ( Ответ: Рыбье туловище.)

- Аня, а у тебя что за рыбка? Покажи хвост. Чей это хвост? ( Ответ: Рыбий хвост.)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Посмотрите, сколько друзей мы сделали для золотой рыбки. Посмотрите как рада золотая рыбка.

Заключительная часть (Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)

Воспитатель: Золотая рыбка говорит вам спасибо за игры и хочет со своими друзьями вернуться домой, куда, ребята?

Дети: Рыбка отправляется в аквариум.

Воспитатель: Как передвигается золотая рыбка? Ребята, хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ. Приготовились?

Воспитатель: Рыбка полетит домой?

Воспитатель: Рыбка побежит домой?

Воспитатель: Рыбка поползёт домой?

Воспитатель: Рыбка поплывёт домой? (Хлопок в ладоши.)

Воспитатель: Правильно! Рыбка поплывёт домой. Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, золотая рыбка!»

Итог занятия:

О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? А какие задания были сложными? (Ответы детей.)

Дети выбирают картинку с золотой рыбкой - если занятие понравилось,

картинку с щукой – если было скучно и не интересно.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии, были внимательными, старались правильно говорить, золотая рыбка приготовила для вас подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический дневничок.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Конспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопедаКонспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопеда Конспект занятия по развитию речи по лексической теме: «Одежда», ко Всемирному дню логопеда. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы»Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы» Коррекционно-образовательные цели: 1. Расширить представления детей о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Опубликовано: 3 апреля 2021 в 11:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»» (включая файлы) размещена пользователем Сания Шаммасова (УИ 2567277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД