Марина Киселева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы»
Цель: развивать связную речь через умение пересказывать небольшой литературный текст.
Используемые технологии: мнемотехника, здоровьесберегающие.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тайц Я.М.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать навыки пересказа небольшого литературного произведения с использованием схемы алгоритма.
2. Уточнить представления о структуре текста: начало, середина, конец.
3. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, строить связное монологическое высказывание.
4. Развивать умение образовывать прилагательные.
5. Развивать умение общаться в процессе организованной деятельности.
6. Воспитывать умение оценивать поступки героев.
Коррекционные задачи:
1. Продолжать формировать предметные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая.
2. Формировать представления о деревьях (развивать умение различать деревья по листьям, стволам, плодам).
3. Формировать умение составлять рассказ с помощью алгоритма.
4. Развивать прослеживающую функцию глаз.
Ход НОД:
Дети стоят около стола.
В: Ребята, к нам в гости пришел дедушка Урожай. А кто знает, что такое урожай?
Д: …
В: Урожай – это овощи, фрукты и любые другие растительные плоды, которые выросли летом в саду, на огороде или в поле. Собирают урожай обычно осенью.
Посмотрите, что у дедушки Урожая в корзинке?
Д: Овощи и фрукты.
В: Да, только кто-то сложил их вместе. И дедушка Урожай просит разложить их отдельно: овощи – в коробку, фрукты – в ведро. Сделаем?
Д: Да.
В: Хорошо. Берите каждый по одному плоду и кладите его в коробку или в ведро. Но при этом нужно назвать то, что вы взяли и рассказать, куда вы его положите и почему. Например: «Это яблоко. Яблоко – это фрукт, поэтому положу его в ведро.
Дети выполняют.
Дедушка Урожай благодарит.
В: Ребята, дедушка Урожай спрашивает, знаете ли вы, где растут овощи?
Д: На огороде, в поле.
В: А фрукты?
Д: В саду.
В: А знаете ли вы, где растут грибы?
Д: В лесу.
В: Собирали ли вы когда-нибудь грибы?
Д: …
В: Давайте вместе с дедушкой Урожаем послушаем рассказ о том, как собирала грибы девочка Надя с бабушкой. Этот рассказ написал для вас писатель Яков Моисеевич Тайц. Называется он «По грибы».
Чтение рассказа.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади - половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
Обсуждение.
- О чем этот рассказ?
- Куда собрались бабушка с Надей?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сделал дедушка, когда провожал их в лес?
- И что сказал?
- А что же такое лукошко, кто догадался?
- Что бабушка и Надя делали в лесу7
- Сколько грибов набрала бабушка?
- Сколько грибов набрала Надя?
- Кто больше набрал грибов?
- И что предложила сделать Надя, когда они с бабушкой возвращались домой?
- Как вы думаете, зачем?
- Что произошло, когда бабушка и Надя пришли домой?
- Что сказал дедушка?
- Что произошло с Надей, когда ее похвалил дедушка?
- Что она сказала?
- А что мы можем сказать Наде?
Д: …
- Обманывать нехорошо. Надо всегда говорить правду.
Физминутка «За грибами».
Свежий воздух мы вдохнём –(Глубокий вдох)
За грибами в лес пойдём, - (Ходьба на месте)
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки. ( Показывают: руки вперед)
Вот болотце впереди (Правая рука делает козырек у лба)
Как же нам его пройти? (Руки в стороны)
Встанем на носочки, (Встают на носочки)
Прыгнем мы на кочку. (Прыжки на месте)
На полянке у реки (Легкий бег на месте)
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём (Приседают)
И в обратный путь пойдём! (Ходьба на месте)
Повторное чтение с установкой на пересказ.
Пересказ (3-4 рассказа детей по частям, полностью, по ролям).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
(руки вперёд, сгибаем в локтях к себе)
Закачалось деревцо.
(руки вверх, раскачиваем)
Ветерок всё тише, тише
(руки через стороны вниз)
Деревцо всё выше, выше
(руки вперед и вверх, встаем на носочки)
В: Посмотрите, что нам принес осенний ветерок.
Д: Листочки.
В: А нам надо определить, с каких деревьев прилетели к нам эти листочки. Попробуем? Давай, Соня, выбирай листик. С какого он дерева?
Д: С березы.
В: Значит, он какой?
Д: Березовый. (Этот листик березовый.)
В: А теперь найди на ковролине березку и прикрепи к ней свой листок. А помогут тебе найти березку листочки, которые на ней ещё остались. (На дереве висят листочки другого цвета и размера, но такие же по форме.)
Остальные дети выполняют такое же задание.
В: Итак, мы с вами помогли дедушке Урожаю разобрать овощи и фрукты, рассказали о том, как Надя с бабушкой собирали грибы, показали, что знаем, как называются деревья, с которых к нам прилетели листики. А теперь нужно помочь дедушке Урожаю вернуться домой. Как вы думаете, где он живет?
Д: В деревне.
В: Надо обвести дорожку, которая идет из нашего детского сада к домику дедушки Урожая в деревне.
Дети выполняют задание на листах и отдают дедушке Урожаю. Он благодарит детей, оставляет им угощение и уходит.