Получи документы

«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Светлана Лобанова
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка

Руководитель: Лобанова С. В.

Цель: вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:

развивать интерес к сказке, любознательность и познавательную мотивацию;

побуждать высказывать предположения и делать простейшие выводы;

уточнить знания детей о русских народных сказках;

развивать связную, грамматически правильную речь;

развивать умение детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы полным ответом;

расширять словарь детей: Хаврошечка, Одноглазка, Двухглазка, Триглазка, мачеха, холст, заморили, мера, наливное яблоко.

, активизировать фразовую речь.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие:

способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников; развивать отзывчивость, сопереживание;

формировать интерес к общению между взрослыми и детьми.

Познавательное развитие:

обогащать представления детей о жизни домашних животных;

закреплять название домашних животных.

Художественно-эстетическое:

совершенствовать умения детей выполнять движения под музыку;

совершенствовать изобразительные навыки и умения при передаче сказочного образа.

Физическое воспитание:

развивать согласованность движений с речью во время физкультминутки;

способствовать снятию эмоционального напряжения.

Цель применения ИКТ в НОД:

стимулирование познавательной активности детей.

Планируемые результаты: Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладают развитым воображением; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; дети проявляют наблюдательность, любознательность; владеют устно речью. У детей развита крупная и мелкая моторика, они владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы.

Познавательные – умение понимать смысл сказки, выделять в ней главное.

Регулятивные – умение осуществлять действие по заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию.

Оборудование: мультимедийная презентация «Узнай сказку», книга «Русские народные сказки».

План:

Этап 1. Вводная часть (3 мин.)

Этап 2. Основная часть (20 мин.)

Этап 3. Заключительная часть (2 мин.)

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением домашних животных;

беседы с детьми: «Домашние животные»

дидактические игры: «Узнай сказку», «Продолжи фразу»;

чтение художественной литературы, отгадывание загадок;

сюжетно-ролевая игры: «Семья».

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Водная часть

Цель: создать доброжелательную атмосферу, снять напряжение

Цель: включиться в новую деятельность.

1.1 Приветствие «Улыбка»

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

- Ребята, какое настроение у вас сегодня?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

-Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку.

- У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Дети подходят к воспитателю.

Ответы детей.

Дети улыбаются друг другу.

1.2Мотивация

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Цель: участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Воспитатель показывает детям посылку и предлагает посмотреть, что внутри.

- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принес посылку.

- Давайте откроем ее и посмотрим, что внутри. (яблоко, в яблоке письмо.)

- Давайте, прочитаем его.

-Яблоко, а в яблоке письмо.

1.3 Целепологание

Цель: планирование предстоящей деятельности

Цель: приготовиться к выполнению заданий.

Воспитатель читает письмо.

- Здравствуйте ребята, я «Сказочница» из волшебной сказочной страны. Я приглашаю вас в сказочную страну, что бы рассказать вам сказку, жду у себя в гостях.

Дети слушают воспитателя.

- Ребята вы хотите попасть в сказочную страну и послушать сказку?

Да.

- Вы согласны?

Согласны.

-Как можно попасть в сказочную страну?

Ответы детей.

- А путь нам укажет волшебное яблоко.

-Внимание на экран.

Слайд 1. Яблоко на тарелке.

Ты катись, катись, яблочко наливное, да на сказочную сторонушку.

Нам с детишками ты службу сослужи,

Да в сказку поскорее путь-дорожку укажи.

Дети смотрят на экран.

Дети вместе с воспитателем идут по кругу.

2 Основная часть.

Цель: познакомить детей с новым произведением, помочь понять его содержание; развивать связную речь;

развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

2.1 Дидактическая игра «Угадай сказку»

Цель: уточнить знания детей о русских народных сказках.

Цель: узнать по изображению на экране сказку и назвать ее.

- Вот и очутились мы в сказочной стране, посмотрите как здесь красиво.

Детей встречает «Сказочница» (Воспитатель)

-Здравствуйте, ребята, я «Сказочница», хозяйка этой страны.

- Проходите, ребятки и садитесь.

- Ребята, а вы любите сказки?

- А вы много знаете сказок?

- Я сейчас проверю, давайте поиграем.

Да.

Много.

- Давайте знакомую сказку откроем,

И снова пойдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с хорошим героем,

Вновь повстречаться, сильней подружиться.

Внимание на экран.

Слайд 1 Коза и семеро козлят

-Ребята, скажите название этой сказки.

Слайд 2 Красная шапочка.

Слайд3 Гуси лебеди.

Слайд 4 Маша и медведь

Слайд5 Заюшкина избушка

Слайд 6Золотая рыбка.

Слайд 7 Царевна Лягушка

Слайд 8 По щучьему веленью.

- Молодцы, правильно назвали все сказки.

Коза и семеро козлят.

Красная шапочка.

Гуси лебеди.

Маша и медведь

Заюшкина избушка

Золотая рыбка.

Царевна Лягушка

По щучьему веленью.

- Ребята, а какие это сказки?

-Русские народные.

-Почему сказки называются русскими народными?

-Сказки сочинил русский народ.

- Что такое сказка?

-Сказка это то, что на самом деле не бывает. Говорят звери и птицы. С героями сказок случаются разные чудеса.

- Когда сказка только начинается, как мы узнаем, что это сказка?

-В сказках есть специально «сказочные» слова.

- Ребята, а давайте вспомним, как начинаются русские народные сказки, с каких слов?

-Давным – давно…

-Жили-были…

-В некотором царстве…

- Правильно, молодцы!

2.2 Чтение сказки «Хаврошечка»

-Сегодня я хочу вас познакомить с интересной сказкой, которая называется «Хаврошечка».

- А начинается она так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть такие, которые своего брата не стыдятся!»

Эту сказку давным-давно сочинил русский народ. А услышал ее от народа великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее. (Воспитатель показывает детям портрет писателя.)

«Сказочница» читает сказку.

Дети садятся на стулья.

Дети слушают воспитателя.

2.3 Беседа по содержанию сказки

Цель: развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

Цель: участвовать в беседе, отвечать на вопросы

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Как называется сказка?

Да.

Сказка называется Хаврошечка.

- Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть

на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

-Сколько дочерей было у злой мачехи и как их звали?

У мачехи было три дочери - Одноглазка, Двухглазка, Триглазка.

- А какими они были?

Они были ленивыми, недобрыми, завистливыми.

- Что она помогала ей делать?

Холсты.

- Что она при этом говорила?

Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

- Как хозяйка узнала кто помогает Хаврошечке и что она приказала сделать с коровой?

Ей рассказала Триглазка.

Мачеха велела ее зарезать.

-Что сказала коровушка Хаврошечке, когда узнала приказ хозяйки?

Закопать кости.

-Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

- Почему мачехины дочки не могли угостить барина яблочками?

Потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками.

- А кто же угостил барина?

Хаврошечка.

-А почему яблонька веточки к ней опустила?

Хаврошечка добрая, ласковая, приветливая.

-У сказки счастливый или грустный конец?

Счастливый, Барин женился на Хаврошечке.

Чему нас учит эта сказка?

Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

- Давайте повторим концовку сказки.

-Правильно, ребята, трудолюбивого, скромного и заботливого человека ждёт счастье, а злого и завистливого — лишь зависть этому счастью.

«И стала она в добре поживать и лиха не знать»

2.4 Физкультминутка «Яблоко»

Цель: смена вида деятельности, снять утомление.

Цель: принять игровую ситуацию, по участвовать в игре.

- Ребята, яблонька приглашает нас немного поиграть.

- Давайте поиграем с яблонькой.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко

Оно соку сладкого полно.

Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом.

2.5 Пересказ сказки

- Вы сегодня послушали русскую народную сказку «Хаврошечка».

-А вы хотели бы рассказать эту сказку своим друзьям?

На экране, появляются изображения из сказки, воспитатель просит детей прокомментировать словами из сказки.

Дети пересказывают сказку по картинкам.

Да.

- Осталась Хаврошечка.

Сиротой.

Попала она в дом к злым людям, а они ее работой ….

Заморили.

- Выйдет бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, и говорит….:

- А коровушка ей в ответ: ….

Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят).

Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

- Когда корову зарезали, из косточек ее выросла яблонька. Яблочки на ней висят ….

Наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные.

- Вот захотели сестры доброму молодцу яблочко сорвать, кинулись к яблоне. Хотели яблочки сбить – листья…. (глаза засыпают, хотели сорвать…

Сучки косы расплетают…

- А когда подошла к яблоне Хаврошечка…

Веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились.

Сказочница хвалит детей.

-Молодцы!Мне очень понравилось ребята как вы слушали сказку и отвечали на вопросы.

Я хочу подарить вам эту книгу.

«Сказочница» прощается с детьми и уходит.

Воспитатель предлагает детям встать полукругом на ковре.

Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну.

-Нам пора возвращаться в детский сад.

-А поможет нам яблочко.

Ты катись, катись, яблочко наливное

Да на нашу сторонушку.

Нам с детишками ты службу сослужи, да в детский сад поскорее путь-дорожку укажи.

-Вот мы и в детском саду.

Дети идут по кругу.

3 Заключительная часть

Итог. Рефлексия.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

- С какой сказкой вы сегодня

познакомились?

- Что нового вы узнали?

- Чему нас учит сказка?

- Ребята, Ховрошечка подарила вам раскраски, я предлагаю вам их раскрасить.

Хаврошечка.

Ответы детей.

Слушали сказку «Ховрошечка»

Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2025 в 19:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лобанова (УИ 2394948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД