МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам»

Мария Стукова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам».

Выполнила: воспитатель

Стукова М. А.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам“» размещена в разделах

Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Доставить детям радость от путешествия по сказкам.

Задачи: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

- расширять и углублять знания детей о сказках и о героях сказок.

- развивать внимание, слуховое восприятие, мышление, память и речь, а также умение и желание участвовать в инсценировках.

-воспитывать интерес к сказкам, доброту, отзывчивость, выдержку и терпение.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «В мире много сказок» Юрия Сергеевича Энтина

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Аладдина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чиполино, Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки побеждает зло.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?

Вы наверное слышали пословицу.

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. ”

- Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)

А как можно сказать о сказке, какая она? (мудрая, волшебная, поучительная, добрая, интересная, чудесная)

Я хочу вам напомнить сказки бывают народные и авторские. А какие сказки называются народными? И почему?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вспомните русские народные сказки, которые начинаются со слов «жили-были»? (Ответы детей)

Ребята, я приготовила вам загадки по сказкам, а вы должны догадаться, какая это сказка и назвать ее… слушаем внимательно и до конца

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля, сказка По- щучьему велению)

Невысокая избушка

В ней живут лиса, лягушка,

Мышка, заяц, серый волк –

В дружбе знают они толк.

К ним ещё медведь просился,

Только он не поместился.

Залезая он бы мог разломать весь…. (Теремок)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди).

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт.

(Баба Яга.)

Бабка, дед и внучка,

Мышка, кот и Жучка –

Вместе все ее смогли

Вытянуть из-под земли. (репку)

Молодцы! Все загадки отгадали правильно

Физкультминутка

В круг вставайте дружно, в «Репку» поиграть нам нужно!

Репка выросла большая, вот какая, вот какая! (руки в стороны, вверх,вниз)

Дед и баба тянут репку, но она засела крепко (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает (повороты

направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает (прогибается назад)

Помогает тянуть репку, но она засела крепко (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело (прыжки на 2 ногах)

Ребята, послушайте «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку.» Вы догадались, ребята, какая это сказка? А знаете, кто её написал? (французский писатель Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. Потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными.

- Как называется сказка, в которой посуда и домашняя утварь убежала от хозяйки? (Федорино горе)

Подумайте, какая это сказка, народная или авторская?

Авторская, написал ее детский писатель Корней Иванович Чуковский

- Вот совсем нетрудный, коротенький вопрос:

Кто в чернильницу засунул свой деревянный длинный нос? (Буратино)

(Автор Алексей Николаевич Толстой – Золотой ключик или приключения Буратино)

- Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, и что-то попросит

Но жадность ребята к добру не приводит.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

Воспитатель: Как называется сказка? «Сказка о рыбаке и рыбке». А написал ее наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Вот сколько сказок мы с вами вспомнили сегодня.

Воспитатель: А вам нравятся сказки про животных? Ребята, какие сказки про животных вы можете назвать?

В сказках животные часто разговаривают, совершают добрые или плохие поступки. В этих сказках животные бывают хитрыми и глупыми, мудрыми, добродушными или злыми. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку) :

Хитрая как….(лиса).

Голодный как (волк).

Трусливый как… (заяц).

Болтливый как… (сорока).

Упрямый как (осел)

Здоров как (бык)

Колючий как (еж)

Изворотлив как (уж)

У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить.

Мышка -…норушка;

Муха - ….горюха;

Лягушка -…квакушка;

Зайчик -…побегайчик;

Лисичка -…сестричка

Волчок -…серый бочок.

Коза - …дереза

Петушок -… золотой гребешок

Соловей - …разбойник

- А теперь наоборот. Я буду называть прозвище, а вы должны узнать о ком я говорю:

Трусишка -…зайчишка;

Косолапый -…мишка;

Кумушка -…лиса;

Смоляной бочок - …бычок;

Ни головы, ни ножек -… ежик

Цокотуха - …муха.

Воспитатель: молодцы ребята, я рада, что вы знаете и помните сказки о животных.

Ребята, всех сказочных героев можно разделить на положительных и отрицательных, добрых и злых. Давайте вспомним отрицательных героев.

А теперь вспомним всех добрых героев сказок.

(Бармалей, Емеля, Золушка, Баба-Яга, Кощей-Бессмертный, Иван-царевич, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Царевна –лягушка, Чиполино, Василиса Премудрая, Карабас – Барабас, Красная Шапочка. -Молодцы, все справились с заданием и ни разу не ошиблись.)

Молодцы ребята справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)

А, что вам больше всего понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Воспитатель: ребята, сказки многому нас учат. Учат не бояться трудностей, помогать слабым, учат не судить о людях по внешнему виду, а судить по их делам, поступкам. Сказки учат любить и уважать родителей. В сказке добро всегда побеждает зло.

Сказка учит всех детей,

Быть умнее и добрей!»

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Березка» с. Агаповка Конспект НОД по развитию.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Цель: закрепление у детей знание сказок. Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского в младшей группе»Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского в младшей группе» Цель: Познакомить детей с произведением «Федорино горе», продолжать знакомить детей с детским писателем К. И. Чуковский. Задачи: Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам»
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 17:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Стукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД