Мария Стукова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам».
Выполнила: воспитатель
Стукова М. А.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Литературный калейдоскоп или путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Доставить детям радость от путешествия по сказкам.
Задачи: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
- расширять и углублять знания детей о сказках и о героях сказок.
- развивать внимание, слуховое восприятие, мышление, память и речь, а также умение и желание участвовать в инсценировках.
-воспитывать интерес к сказкам, доброту, отзывчивость, выдержку и терпение.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «В мире много сказок» Юрия Сергеевича Энтина
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Аладдина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чиполино, Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть Добро навеки побеждает зло.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
Вы наверное слышали пословицу.
“Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. ”
- Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)
А как можно сказать о сказке, какая она? (мудрая, волшебная, поучительная, добрая, интересная, чудесная)
Я хочу вам напомнить сказки бывают народные и авторские. А какие сказки называются народными? И почему?
Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».
Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)
Вспомните русские народные сказки, которые начинаются со слов «жили-были»? (Ответы детей)
Ребята, я приготовила вам загадки по сказкам, а вы должны догадаться, какая это сказка и назвать ее… слушаем внимательно и до конца
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля, сказка По- щучьему велению)
Невысокая избушка
В ней живут лиса, лягушка,
Мышка, заяц, серый волк –
В дружбе знают они толк.
К ним ещё медведь просился,
Только он не поместился.
Залезая он бы мог разломать весь…. (Теремок)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка.)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси – лебеди).
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла – старушкин самолёт.
(Баба Яга.)
Бабка, дед и внучка,
Мышка, кот и Жучка –
Вместе все ее смогли
Вытянуть из-под земли. (репку)
Молодцы! Все загадки отгадали правильно
Физкультминутка
В круг вставайте дружно, в «Репку» поиграть нам нужно!
Репка выросла большая, вот какая, вот какая! (руки в стороны, вверх,вниз)
Дед и баба тянут репку, но она засела крепко (наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает (повороты
направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает (прогибается назад)
Помогает тянуть репку, но она засела крепко (приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело (прыжки на 2 ногах)
Ребята, послушайте «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку.» Вы догадались, ребята, какая это сказка? А знаете, кто её написал? (французский писатель Шарль Перро.)
Это сказка уже не народная. Потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными.
- Как называется сказка, в которой посуда и домашняя утварь убежала от хозяйки? (Федорино горе)
Подумайте, какая это сказка, народная или авторская?
Авторская, написал ее детский писатель Корней Иванович Чуковский
- Вот совсем нетрудный, коротенький вопрос:
Кто в чернильницу засунул свой деревянный длинный нос? (Буратино)
(Автор Алексей Николаевич Толстой – Золотой ключик или приключения Буратино)
- Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Воспитатель: Как называется сказка? «Сказка о рыбаке и рыбке». А написал ее наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Вот сколько сказок мы с вами вспомнили сегодня.
Воспитатель: А вам нравятся сказки про животных? Ребята, какие сказки про животных вы можете назвать?
В сказках животные часто разговаривают, совершают добрые или плохие поступки. В этих сказках животные бывают хитрыми и глупыми, мудрыми, добродушными или злыми. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку) :
Хитрая как….(лиса).
Голодный как (волк).
Трусливый как… (заяц).
Болтливый как… (сорока).
Упрямый как (осел)
Здоров как (бык)
Колючий как (еж)
Изворотлив как (уж)
У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить.
Мышка -…норушка;
Муха - ….горюха;
Лягушка -…квакушка;
Зайчик -…побегайчик;
Лисичка -…сестричка
Волчок -…серый бочок.
Коза - …дереза
Петушок -… золотой гребешок
Соловей - …разбойник
- А теперь наоборот. Я буду называть прозвище, а вы должны узнать о ком я говорю:
Трусишка -…зайчишка;
Косолапый -…мишка;
Кумушка -…лиса;
Смоляной бочок - …бычок;
Ни головы, ни ножек -… ежик
Цокотуха - …муха.
Воспитатель: молодцы ребята, я рада, что вы знаете и помните сказки о животных.
Ребята, всех сказочных героев можно разделить на положительных и отрицательных, добрых и злых. Давайте вспомним отрицательных героев.
А теперь вспомним всех добрых героев сказок.
(Бармалей, Емеля, Золушка, Баба-Яга, Кощей-Бессмертный, Иван-царевич, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Царевна –лягушка, Чиполино, Василиса Премудрая, Карабас – Барабас, Красная Шапочка. -Молодцы, все справились с заданием и ни разу не ошиблись.)
Молодцы ребята справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше всего понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Воспитатель: ребята, сказки многому нас учат. Учат не бояться трудностей, помогать слабым, учат не судить о людях по внешнему виду, а судить по их делам, поступкам. Сказки учат любить и уважать родителей. В сказке добро всегда побеждает зло.
Сказка учит всех детей,
Быть умнее и добрей!»