Наталья Басина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности «Книга сказок» nКнига сказок»
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»
Левокумского муниципального округа
Ставропольского края
в старшей группе комбинированной направленности
Басина Н. С.
воспитатель
п. Новокумский, 2021 год
Тип занятия: интегрированное
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности „Книга сказок“ nКнига сказок“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Вид занятия: познавательно - речевое
Форма проведения: фронтальное
Тема: «Книга сказок»
Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Речевое - развитие : активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами; создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность.
Художественно – эстетического развития : учить детей творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации. Закрепить знания о сказках.
Социально – коммуникативного: воспитывать у детей уверенность в своем успехе, партнерские отношения между детьми, чувства доброты и отзывчивости.
Познавательного развития : Развивать память, мышление, наблюдательность, внимание.
Физического развития : совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную активность.
Методы и приемы:
- практические: игровые упражнения, игровые ситуации;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, мнемотаблица, ИКТ, ТРИЗ;
- словесные: проблемный, словестно – логический, указания, подсказывание слов, беседа, вопросы-ответы.
Словарная работа: Красная шапочка, сказочные герои, Баба – Яга, домик из сена, домик из прутиков и веточек, каменный домик.
Предварительная работа:
- чтение сказок, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, инсценировки сказок;
- игры «Путаем сказки», «Найди героя сказки», «Угадай сказку», «Собери картинку», «Что с начало, что потом» и т. д. ;
- рассматривание иллюстраций к сказкам, работа по схемам, продуктивная работа по сказкам (рисование, лепка, раскрашивание).
Материалы и оборудование:
Презентация к НОД «Книга сказок», проектор, ноутбук, конверт с письмом; мнемотаблица к сказке «Три поросенка», магнитная доска; 2 стола, корзинка, карточки - пирожки с начинкой (фрукты, ягоды, овощи, 2 разноса; разрезные картинки (пазлы); бутафорский сундук с раскрасками «Герои сказок» и книгой «Сказки»; волшебный клубочек из ниток.
Ход НОД
I. Организационный момент
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
- Здравствуйте, дети! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
1. Создание проблемной ситуации
(Слышится фонограмма ветра и шум деревьев)
Воспитатель: Какой сильный ветер поднялся за окном, качает деревья, а они так шумят.
- Как шумят деревья за окном? (ш-ш-ш)
- Как дует сильный ветер? (У-У-У)
- Как дует слабый ветер? (у-у-у)
Обращает внимание на подоконник.
- Ребята, что это на подоконнике? Сильный ветер принёс письмо, давайте откроем и посмотрим, кто его прислал? Ребята, это, наверное, тайное письмо.
«Срочно-срочно помогите
Книгу сказок отыщите!»
«Мы, герои волшебной книги Сказок, просим вас, ребята, нам помочь! Баба Яга заколдовала страницы нашей книги, и мы не можем вернуться обратно в сказки. Мы очень хотим вернуться домой! Помогите нам, пожалуйста!»
- Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем сказочным жителям отыскать книгу? (ответы детей)
- Трудностей не испугаемся? (ответы детей)
- Тогда нам надо попасть в волшебную книгу Сказок! Для этого нам нужно закрыть глаза руками и повторить такие слова:
Нужно глазки всем закрыть
Слово «Чудо» повторить,
Повертеться, покружиться,
И на месте очутиться.
Фоном звучит музыка «В гостях у сказки», на экране появляется разворот книги с номерами сказок в содержании, но без иллюстраций.
Воспитатель:
- Вот мы и на месте! Да, книга есть, а сказочных героев в ней нет… Заколдовала Баба Яга страницы этой книги! А вот и она…
На экране появляется изображение Бабы Яги, звучит ее голос:
«Ну, здравствуйте детишки! Помогать пришли! Ха-ха! Ничего у вас не выйдет! Сказочные герои смогут вернуться в свою книгу только тогда, когда будет разрушено мое колдовство. Каждая сказка заколдована! Ха-ха! А расколдовать сказки у вас не получится!»
Картинка Бабы Яги пропадает.
Воспитатель:
- Ребята я предлагаю разрушить колдовство и приступить к первому заданию.
- Поможет нам выполнить все задания Волшебный Клубок Ниток! Он покажет нам дорогу и поможет не заблудиться! Вперед!
- Давайте, возьмем наш клубочек и скажем волшебные слова:
Волшебный клубочек из пряжи чудесной
Веди по дорожке, тебе лишь известной,
Веди поскорее, заданье найди
И к цели заветной ты нас приведи!
- Он покажет нам дорогу и поможет не заблудиться! Вперед!
(В группе распределены задания для детей, на каждом задании табличка с цифрой, соответствующей номеру сказки в содержании волшебной книги на экране).
2. Выполнение заданий
Задание №1.
Дидактическое упражнение «Расскажи по картинке».
На экране иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- Как Маша попала к медведю?
- Что говорил медведь, когда нес короб?
- Что ему отвечала Маша, когда медведь нес ее в коробе?
- Как закончилась сказка?
Проблемные вопросы (ТРИЗ)
- Что произошло, если бы медведь открыл короб и нашел Машу?
- Что произошло, если бы Маша осталась жить у медведя?
По окончании выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране, напротив цифры 1 в содержании появляется картинка Маши и медведя.
- Молодцы, ребята! Все сделали правильно! Пора идти дальше!
Задание №2.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
- Ребята, нам нужно рассказать сказку по зашифрованным картинкам?
- Как называется эта сказка? (Три поросенка)
- Как зовут персонажей сказки?
Воспитатель, вместе с детьми подходит ко второму заданию, мнемотаблице по сказке «Три поросенка» и карточке с заданием. Воспитатель предлагает детям, опираясь на таблицу, рассказать сказку. По завершении рассказа, на экране, напротив цифры 2 появляется картинка веселых поросят.
- Молодцы, ребята! Получилось! Вы очень хорошо знаете сказку «Три поросенка»! А сможете ли вы показать героев этой сказки?
Психогимнастика по сказке «Три поросенка».
Воспитатель:
- Покажите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они тряслись. А теперь изобразите смелых, радостных поросят.
- Поросята очень радовались, что прогнали волка. Стали петь и танцевать.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им отправиться дальше к третьему заданию.
Волшебный клубочек из пряжи чудесной
Веди по дорожке, тебе лишь известной,
Веди поскорее, заданье найди
И к цели заветной ты нас приведи!
Задание №3.
Дидактическая игра «Угощение для бабушки» по сказке «Красная Шапочка».
Воспитатель:
- Ребята, вот наше следующее задание!
- Вот корзинка, посмотрим, что в ней? (в ней пирожки)
- Как вы думаете, а чья это корзинка с пирожками? (ответы детей)
- Нужно помочь Красной шапочке, узнать с какой начинкой пирожки!
- Поможем!
(Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает)
- Пирожок с картошкой (морковкой, яблоком и т. д.)
Когда картинки закончились, воспитатель замечает на карточке, что к этому испытанию необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Пирожки» :
Испекли мы пирожки
С разною начинкой;
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог,
И с луком пирог.
И, конечно, на дорожку –
Ароматную лепешку!
Имитация лепки пирожков.
Загибать пальчики по одному.
Покачивать впереди руками.
Дети вместе с воспитателем обращают внимание на экран: напротив цифры 3 появляется картинка бабушки и Красной Шапочки
- Ура! Молодцы! А Баба Яга сомневалась, что у вас получиться! Посмотрите, у нас осталось всего одно задание! Но давайте присмотримся, а не следит ли кто-нибудь за нами!
Гимнастика для глаз «Клубочек»
Воспитатель совместно с детьми выполняет гимнастику для глаз: посмотреть влево, посмотреть вправо, посмотреть вверх, посмотреть вниз, нарисовать глазками клубок.
- Клубочек привёл нас к следующему заданию.
Задание №4
Дидактическая игра разрезные картинки «Любимые сказки»
- Здесь разрезанные на части иллюстрации к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Невозможно понять какие сказки на картинках. Поможем, ребята?
(Дети собирают картинки и называют название сказки)
Появляется и исчезает изображение Бабы Яги.
- Какие вы все молодцы! Победили колдовство Бабы Яги! Помогли сказочным героям вернуться в книгу! Но и нам нужно возвращаться в детский сад, а то нас будут искать! Давайте встанем в кружок, закроем глаза руками и повторим волшебные слова:
Нужно глазки всем закрыть
Слово «Чудо» повторить,
Повертеться, покружиться,
И на месте очутиться.
Пока дети выполняют движения, волшебная книга на экране исчезает.
III. Рефлексия
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- Кому мы помогали?
- Героям, каких сказок мы помогали?
- Вам понравилось помогать героям сказок?
На экране появляется послание от сказочных жителей (сундук, воспитатель находит сундук с раскрасками сказочных героев и книгой сказок в группе.
- Это послание от сказочных героев, они вас благодарят и дарят вам эти подарки.
Воспитатель показывает детям подарки, благодарит их, предлагает отправиться в группу.