Габдинурова Нелли
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Белый. Синий. Красный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, музыка, физическая культура
Цель: создать условия для развития у дошкольников представлений о государственном символе РФ – флаге.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с символическим значением цветов государственного флага РФ;
Развивающие :
- развивать интерес к истории и культуре родной страны;
- расширять кругозор в области государственной символики;
- активизировать речь детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Белый, Синий, Красный“» размещена в разделах
- развивать мелкую моторику рук;
- обогащать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, чувство патриотизма, уважительное отношение к символам государства, любовь к Родине;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Методические приё мы: просмотр презентации; чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»; рассматривание изображений государственных флагов разных стран и русской народной одежды; дидактическая игра «Сложи флаг России»; динамическая пауза с флажками; изготовление декоративной пластины «Российский флаг»
Оборудование: Глобус, мультимедиа, политическая карта мира, флаг РФ, триколор с изображением двуглавого орла, флажки (любые) для динамической паузы, ленты трёх цветов и различной ширины для д/и «Собери флаг», кинетический песок трёх цветов, контуры флага по количеству детей, д. и «Разрезные картинки», аудиозапись песни «Белый, синий, красный» музыка и слова С. Смирновой.
Предварительная работа: беседы о том, где можно увидеть флаги; прослушивание песни «Белый, синий, красный»; чтение книги В. Степанова «Моя Родина».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы умеете разгадывать загадки? (ответы детей) тогда слушайте внимательно.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно (достаю ранее припрятанный глобус)
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это макет Земли.
Воспитатель: Ой, тут кусочек ткани полосатый наклеен на нем. (показываю детям)
Дети: Это флаг.
Воспитатель: И правда это флаг нашей Родины. Скажите, что же мы называем Родиной?
Дети: Это мама, папа и вся семья. Это наш город. Это наша страна.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы родились и живём?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: наши девочки знают стихи о Родине.
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живем.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё,что в сердце бережём,
и под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем
Воспитатель: Что можно сказать про нашу страну, какая она?
Дети: Любимая, родная, большая, прекрасная, могучая, богатая…
Воспитатель: Да, ребята, наша страна большая, красивая и, конечно, же, родная и любимая. А вы знаете, почему у нашей страны такой флаг?
Дети: Нет!
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в далекое путешествие и все узнать.
Основная часть.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть презентацию
1 слайд
Флаг нашей страны не всегда был таким, какой он сейчас. Он имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучок или конский хвост. Позднее, в Древней Руси, на шест привязывали яркую ткань в форме клина. На верхний конец устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста. Его называли стягом.
2 слайд
Стяг – это знамя, которое было в каждом полку армии. Главным назначение стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли.
3 слайд
Потеря знамени вела к расформированию полка. Полк сохранялся при наличии знамени даже при одном оставшемся в живых воине,после чего пополняется заново. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры. Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только пред сражением. Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности.
4 слайд
Первый бело-сине-красный флаг России был утверждён царём Алексеем Михайловичем как корабельное знамя фрегата «Орёл». Порядок цветов и точный дизайн флага неизвестен. Предположительно это было белое полотно, с широким синим крестом, с двумя противоположным красными углами и двумя противоположными белыми углами.
5 слайд
Позднее Петр I, сын Алексея Михайловича, использовал «флаг царя Московского».Флаг состоял из трех горизонтальных полос, по центру флага был расположен золотой двуглавый орел. Именно тогда у флота появился свой единый флаг, который можно считать государственным флагом России. Через какое-то время, Петр I издал указ о размещении бело-сине-красного флага на торговых судах, который также использовался как военно-полевой флаг русской армии.
6 слайд
Во времена правления Александра II был утвержден новый рисунок флага с черно-желто-белыми горизонтальными полосами. Изменение флага было связано с тем, что цвета прежнего флага не соответствовали цветам герба, что противоречило правилам немецкой геральдики.
7 слайд Накануне коронации Николая II петровскому триколору был официально присвоен статус государственного флага.
8 слайд
После Октябрьской революции, когда свергли царя, появилась необходимость принятия флага Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР).
Государственным флагом стало красное полотнище с золотой надписью «РСФСР» в левом верхнем углу.
9 слайд Затем, в середине 20 века был утвержден окончательный вариант флага СССР. Теперь флаг состоял из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага. На красном полотнище,
в левом верхнем углу, были изображены золотые серп и молот, с пятиконечной звездой над ними. Синяя полоса символизировала «природные богатства и водные просторы России».
10 слайд
Но так как жизнь не стоит на месте и история меняется. С 22 августа 1991 года государственным флагом России было признано полотнище с бело-сине- красной горизонтальными полосами.
Воспитатель:
Я предлагаю немного отдохнуть. Возьмите флажки и встаньте в кружок. (Дети свободно располагаются и выполняют движения с флажками по тексту стихотворения В. Степанова «Флаг России»).
Динамическая пауза
Белый цвет – берёзка (машут флажками над головой);
Синий – неба цвет (шагают, флажки держат у груди);
Красная полоска (приседают, ударяют флажками об пол);
Солнечный рассвет (встают, делают круг руками, изображая солнце).
Воспитатель: Продолжим дальше наше путешествие. Загадаю вам загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шел отважно
На одном листе бумажном.
Дети: географическая карта
Воспитатель: Вы совершенно правы. (воспитатель подводит детей к карте политической, висящей на стене, на которой заранее прикреплены флаги разных государств с белосинекрасной расцветкой)
Воспитатель: В мире много разных стран. И у каждой есть свой флаг Видите, флаги разных стран отличаются друг от друга (по ходу рассказа, надеваю фартук с изображением флагов разных стран). Посмотрите на карту внимательно. Вы ничего не заметили?
Дети: на ней расположены флаги
Воспитатель: А какого цвета они? (ответы детей)
- Ребята, а кто из вас узнал флаг нашей страны? (воспитатель показывает флаг России). А как вы догадались? По расположению полос –белый, синий, красный. Это флаг нашей страны. Это флаг России.
Воспитатель: Да, правильно, это государственный флаг России.
Сколько цветов имеет наш флаг, и какие?
Воспитатель: Правильно, государственный флаг России состоит из трёх полос красного, синего и белого цветов. Эти цвета издревле почитались на Руси. Из белых и красных тканей чаще всего шили одежду русские люди. Посмотрите, вот так выглядела русская одежда. (Можно использовать картинку с изображением русского народного костюм или ребёнка, одетого в русский народный костюм) Белый, синий и красный – это цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, о добре и справедливости. Видимо, не случайно эти три цвета стали цветами флага России. Каждый цвет государственного флага и сейчас несёт определённый смысл. Красный цвет – цвет силы, русские люди очень сильные и смелые. Синий цвет – цвет неба, обозначает верность и правду. Русский народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов. Белый цвет – цвет мира и чистоты. Он говорит, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает. (Воспитатель по ходу рассказа вывешивает цветные полосы на доску). Скажите, как располагаются цвета на российском флаге?
Дети: Нижняя полоса красного цвета, полоса посередине – синего цвета, а верхняя полоса белого цвета.
Воспитатель: Правильно, нижняя полоса – красная, средняя – синяя, верхняя - белая. А теперь я предлагаю вам сложить флаг. Подойдите к столу, возьмите цветные ленты и сложите флаг России на столе. (Д/и «Сложи флаг России»).
Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием вы справились. (спросит детей из ленточек какой ширины сложили флаг)
Воспитатель: Ребятки, вам нужно выполнить еще одно задание
Проводится д. и «Разрезные картинки» («Узнай флаг»)
Воспитатель: На всех картинках изображен флаг России? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, А вам хотелось бы собственноручно изготовить флаг?
Дети: да.
Воспитатель: проходите за столы.
Давайте вспомним. В какой последовательности вы будете использовать кинетический песок?
Дети: Сверху белый, посередине синий, а снизу красный.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно. Но вначале подготовим наши пальчики. (проводится пальчиковая игра)
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребяткам помашу.
(руки опустить вдоль туловища большой палец опущен вниз, остальные четыре вместе, пошевелить ими вперед-назад)
Приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Молодцы, красивые флаги у вас получились.
Матвей прочитает стихотворение
Флаг у нас прекрасный-
Белый, синий, красный!
Белый –мир и чистота,
Синий –верность. Небеса,
Красный-мужество, отвага…
Вот цвета родного флага
Заключительная часть.
Скажите, что в окружающей нас природе имеет белый цвет?
Дети: Белый снег, белые берёзы, цветущий сад.
Воспитатель: А что имеет синий цвет?
Дети: Синее небо, синее море, синие глаза.
Воспитатель: А красный?
Дети: Красный цвет имеют огонь и солнце, ягоды, кровь.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
Ответы детей.