Александра Симбиркина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать
Тема образовательной деятельности: «Составление рассказа на картине «Лиса с лисятами».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» - учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;
учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа на картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.
Развивать познавательную активность детей, связную речь.
Обогащение словаря: хитрющая, золотистый (мех).
Активизация словаря: лисица, лисята.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Продолжать формировать умение слушать и слышать друг друга и взрослого. Развивать игровые умения и навыки детей. Продолжать воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, интерес к явлениям природы.
Образовательная область «Познавательное развитие» - закрепить знания о жизни диких животных, их детенышах, их жилищах, кто чем питается. Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Образовательная область «Физическое развитие» - Продолжать формировать у воспитанников потребность к двигательной активности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: картина Лиса с лисятами.
Ход и методические приемы:
Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.
А теперь ребята отгадайте загадку:
— Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Ребята кто это? (ответы детей)
Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения.
Картина «Лиса с лисятами»
Ребята, посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.
(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)
Так, а теперь обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит? (Ответы детей). Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.
Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать? (Ответы детей) Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.
А какими словами называют лису в сказках? (Ответы детей)
Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.
Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы? (Ответы детей)
Пушистая, мягкая, теплая.
Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)
— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)
— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)
Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?
Дети: — Лисята, детеныши лисы.
Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.
А теперь игра «Придумай словечко»
— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?
Дети: — Длиннохвостая.
Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?
Дети: — Хитрющая.
Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.
Дети: — Лисенок.
Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в равновесии, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие должны стать на одну ногу, кто встанет на две ноги лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия. Сначала я составлю рассказ о лисе с лисятами. (составляю рассказ и предлагаю детям составить свои рассказы).
Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.
Ребята, произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.
Дети, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей). А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей). Вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что было сложного на занятии? (ответы детей). Молодцы, идемте играть.