Никитина Полина Геннадьевна
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
- развивать навык словообразования;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- активизировать словарь по данной теме;
- прививать любовь к поэтическому слову;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
- словообразования с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Словарь : Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.
Оборудование: Сундучок с деталями домика, снежинка на ниточке, мячик,
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихотворений и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия
I Организационный момент
Стали дни короче
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
- Пришла к нам долгожданная Зима, она прислала нам свой подарок – сундучок.
- Тук, Тук, Тук – открывайся сундучок.
(Дети поизносят слова с места. Воспитатель заглядывает в сундучок).
- Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.
II. Закрепить признаки зимы.
–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.
- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
–Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.
Какие вы молодцы!
- Какая зимой погода?
(погода зимой ветряная, морозная, снежная).
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
(снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)
Молодцы, ребята много слов назвали.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложиться.
(Воспитатель заглядывает в сундучок)
- А здесь еще что-то лежит.
- Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.
III. Игра «Закончи фразу»
(Достается конверт с заданием)
-Ребята помогите закончить фразу.
Скрипит под ногами зимой….(снег, морозный…. (день, замерзла…. (река, снежная…. (зима, ударили (морозы, дует ледяной …. (ветер). Хрустит…. (снег) скользкая…. (дорога), холодное….(утро), метет …. (метель).
Какие вы молодцы!
IV. Игра «Доскажи словечко»
(Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег.
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки.
Все бегут в перегонки,все хотят играть в…снежки
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.
Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка.
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег.
Ребята скажите какие слова вы добавляли? (ответ детей)
Снег, снежинки, снежки, снеговик, снегурка.
А чем они похожи и что общего? (ответ детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют деталь домика на мольберте)
V. Физминутка.
Ребята, давайте немножко отдохнем.
Выпал беленький снежок, соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши
Ловим снег - холопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
VI. Чтение стихотворения Н. Ёлкиной «Звездочка-малютка»
Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.
Легкая, узорная звездочка - малютка
Ты лети мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
(воспитатель из сундучка достает снежинку)
-Что же это за звездочка? (это снежинка)
- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)
- Как автор описывает снежинку? Какая она? (легкая, узорная)
- Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)
- А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)
- Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна.
- А сундучок приготовил нам вторую деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)
VII Образование слов с уменьшительным суффиксом.
- Снежинка так долго летала,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.
(Дети изображают, как они замерзли)
-А теперь, давайте погреемся.
(Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю с уменьшительно ласкательным суффиксом)
Снег….снежок Ветер…. ветерок
Звезда…. звездочка Солнце…. солнышко
Снеговик – снеговичок Снежинка…снежиночка
Зима….зимушка ёлка….ёлочка
-Как хорошо мы погрелись, и слова новые придумали.
-Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)
(Дети достраивают дом до конца, крепят трубу к дому)
Образование прилагательных от существительных
Дом вы сложили из снежных деталей.
-Какой это дом? (Снежный)
-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)
-А нам этот дом подойдет (Нет.)
-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)
Итог
-Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными.
Ребята, о чем мы говорили на занятии?
Про какое время года мы говорили?
Вам нравится зима?