юлия усенко
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи на тему : «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"(подготовительная к школе группа)
Интеграция областей: Развитие речи, Познавательное развитие, Физическое развитие
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей).
2. Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, гнездо).
3. Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4. Развивать связную речь
5. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук
6. Формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы.
7. Закреплять графические навыки (рисование по точкам).
8. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам, закладывать основы экологического воспитания.
Материал:
1. Картинки с изображением перелетных птиц.
2. Мешочек, перышко.
3. Гнездо, птичка.
4. Мячик.
5. Карандаш, картинка.
6. Аудиозапись с голосами птиц
7. Игра "Четвертый лишний"-презентация
8. Игра "Собери картинку"
9. Игра "Составь птицу из геометрических фигур"
10. Мнемотаблица на тему: "Птицы"
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Они хотят послушать, как вы красиво отвечаете на вопросы и рассказываете. Порадуем наших гостей.
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Какой сегодня день недели?
-Ребята, какое время за окном?
-Сегодня утром я шла на работу. И вдруг я увидела перышко. Вот оно.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Как, вы думаете, кто его обронил? (птица) Сейчас я предлагаю вам отправиться в осенний волшебный лес, а помогут нам в этом наши волшебные ежики. Они покажут нам дорогу.
Но перед тем как отправиться в лес давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель показывает картинку, а дети говорят правило.
Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
А затем отправляемся в лес.
(Идя в лес,дети делают массаж рук и проговаривают слова)
Вот мы и в волшебном лесу. Давайте отпустим наших помощников и посмотрим, кто живет в лесу. Кого вы видите (птиц)
Дети называют птиц, которые находятся на деревьях (кукушка, журавль, грач, иволга, утка.)
Давайте сосчитаем сколько всего птиц в нашем лесу?
Как их можно назвать?
-Что происходит в жизни птиц осенью? (птицы улетают на юг)
-Как называют таких птиц? (перелетные птицы)
-Почему птицы улетают на юг?
-Посмотрите ребята, это что за птица (скворушка)
-Давайте расскажем о нем стихотворение (использование мнемотаблицы)
Скворушка
Осень непогодушка, тополь пожелтел
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами милый скворушка
до весны прощается.
Ребята, птицы умеют очень красиво петь. Послушайте внимательно, чьи голоса вы слышите в нашем лесу?
Д/и «Узнай птицу по голосу.
-Улетая в теплые края, птицы прощаются с нами. По птичьим голосам мы можем их узнать. Давайте послушаем, чей это голос (аудиозапись курлыканья журавлей) .
-Как прощаются журавли? (журавли курлычут (показываем слайды данных птиц)
-Кукушка? (кукует) .
-Утка? (крякает)
. -Ребята, что вы видите под деревьями (листики)
Сейчас каждый из вас возьмите,пожалуйста, в руки листочки. Давайте с ними поиграем.
Воздушная дыхательная гимнастика-игра "Подуй на листик"
-Ребята. посмотрите на дереве появилась мнемотаблица, наверное птицы хотят, чтобы вы составили небольшие описательные рассказы о птицах.
Составление описательного рассказа птиц по мнемотаблице. (Каждый ребенок составляет описательный рассказ о своей птице)
-Ребята, птицы предлагают вам поиграть в игру "Собери картинку"(на полу)
(По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.)
-А сейчас птицы приготовили нам еще одну игру. Давайте присядем на волшебные пенечки.
Игра " Какая птица лишняя? Почему?"-презентация
Игра"Что изменилось?"
Вот сидят все птицы в ряд,
на ребят они глядят,
с ними поиграть хотят.
Пальчиковая гимнастика.
Пой–ка, подпевай-ка!
Десять птичек стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка – совушка
Сонная головушка.
Эта птичка – свирестель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развесёлый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
Физкультминутка «Птичка»
Птичка перышки помыла,
Птичка крылышки сложила,
Птичка клювом поводила,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла
И тихонько полетела.
А сейчас покажите мне цаплю, уточку, воробышек клюет зернышки, птичка чистит перышки, птички летают,
гуси гогочут.
Проговаривание чистоговорок
Ра-ра-ра начинается игра
Игра "Скажи одним словом"(в кругу с мячом)
-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
У аиста длинные ноги- длинноногий.
У ласточки длинный хвост- длиннохвостая.
Ласточка любит тепло-теплолюбивая.
У соловья звонкий голос- звонкоголосый.
Игра " Сажи ласково"
скворец- скворчонок,
грач-грачонок,
журавль-журавлик,
аист-аистенок,
утка-уточка.
вьюрок- вьюрочек,
гусь-гусенок,
дрозд- дроздочек,
кукушка- кукушечка,
ноги – ножки,
клюв – клювик,
глаз – глазик,
голова – головка,
птенец – птенчик,
хвост – хвостик,
гнездо – гнездышко,
перо – перышко,
Игра «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой) .
• Тело птиц покрыто шерстью.
• Скворец живет в дупле.
• Птенчики вылупляются из икринок.
• В теплые края улетают перелетные птицы.
• Люди делают скворечники для ворон.
• Птицы строят гнезда из досок.
• Птицы собираются в стадо и летят домой.
• Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Игра "Аисты и утки"(дети на руки одевают браслеты с изображением аистов и уток, если воспитатель называет слова, которые начинаются со звука а- приседают дети у которых браслеты с аистом, если педагог называет слова со звуком у -приседают утки.)
А сейчас, ребята, птицы нам предлагают поиграть в игру "Составь птицу из геометрических фигур".
Давайте пройдем за стол. У каждого из вас на столе лежат геометрические фигуры и
схемы. Из этих геометрических фигур по схемам надо составить птиц.
У каждого ребенка лежит лишняя деталь, из которой нужно что-то составить: хвост, крылья.
Игра "Закончи предложение" с мячом
Педагог: Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение называя причину того, о чем я буду говорить.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
Все люди любят слушать соловья, потому что он красиво поет.
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому, что. (насекомые прячутся и нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что. (он достает жучков и насекомых из-под коры)
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что (она не вьет себе гнезда)
Почему птиц называют друзьями человека (приносят пользу)
Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии-кочки, по которым прыгает птенчик.
– Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет.
– О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Давайте попрощаемся с птицами до следующего года, до весны, ведь они прилетят к нам только весной. Но перед тем как попрощаться скажем, за что мы любим птиц.
Давайте я начну:
- я люблю птиц за то, что прекрасно поют.
Дети:
- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;
- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;
- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;
- их называют санитары леса) ;
- они поедают комаров, которые причиняют неудобство людям и животным.
До свидания!