Ризаханова Алида
«Поздняя осень». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Поздняя осень».
Цель: Систематизация,закрепление и обобщение представления детей об осенних изменениях в природе,развитие связной речи.
Задачи :
Образовательные:
Закрепить знания детей об осени,осенних явлениях природы.
Учить детей излагать свои мысли понятно для окружающих
Совершенствовать речь,как средство общения.
Развивать умение классифицировать,сравнивать,обобщать,устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать интерес к заучиванию стихотворений при помощи мнемотаблиц.
Развивающие:
Развивать внимание,память,мышление,двигательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения,
Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Воспитывать познавательный интерес,любовь и бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе на прогулке,чтение рассказов и стихотворений об осени,разучивание стихов,рассматривание иллюстраций,отгадывание загадок,рисование осенних деревьев.
Материал:
Мяч,картины «осень»,мнемотаблицы, карточки,коробочка с заданиями.
Ход занятия:
Дети,у нас сегодня гости,давайте покажем,какие мы вежливые и как мы умеем здороваться.
Станем рядышком,по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень;
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
-Доброе утро
(Садимся на стульчики,полукругом,на ковре)
Дети,я сегодня утром,когда пришла в детский сад,обнаружила на своем столе эту коробочку и письмо. Адресовано оно вам-детям группы «Светлячки».А вот от кого это письмо,неизвестно. Тот,кто отправил это письмо,зашифровал свое имя (на конверте ребус).Давайте попробуем разгадать этого отправителя. Нам с вами нужно по первому звуку каждой картинки составить слово. Давайте вспомним с вами, что буквы мы видим и пишем,а звуки слышим и говорим.
(Дети отгадывают ребус;по первому звуку,а воспитатель записывает первые буквы слов-зонт,носорог,арбуз,йод,краски,альбом-отгаданное слово Знайка). Молодцы какие вы. Мы с вами расшифровали ребус.
(В конверте находится письмо)
Воспитатель: Хотите я вам прочитаю это письмо?
Дети:Да
«Дорогие ребята!Меня зовут Знайка,я,как и вы собираюсь в следующем году в школу. И я решил проверить готовы ли вы к школе и отправил вам задания. Удачи».
Ну,что,дети,выполним задания Знайки?
Дети;Да.
Воспитатель: Прежде,чем откроем коробочку с заданиями,давайте вспомним правила поведения во время занятия;
-Во время занятия, ты сиди спокойно и веди себя….(достойно)
-Стул и стол –это не кровать и на них нельзя….(лежать)
-Ответить хочешь-не шуми,а только руку…. (подними)
Воспитатель: Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
А,прежде,чем поднимите руку,хорошо подумайте над ответом,не спешите.
Помните,что говорят про тех людей,которые всегда спешат (Поспешишь-людей насмешишь).
Итак,наше первое задание.
1Рассмотрите картины
Вам нужно в группе найти картины с изображением осени.
(Дети находят в группе картины и рассматривают).
Молодцы,ребята,а теперь давайте поговорим немного об осени.
Садимся на стульчики.
-Какое время года сейчас?
-Сколько месяцев длится осень?
-Какие осенние месяцы вы знаете?-Сентябрь,октябрь,ноябрь
-Какое время года наступит после осени?
-А,перед осенью было какое время года?
-Воспитатель;А какие признаки осени вы знаете?
Дети;-На улице стало холодно,люди тепло одеваются.
-Дни становятся короче,а ночи длиннее
-Часто идут холодные дожди.
-На деревьях желтеют,краснеют листья и опадают.
-Деревья становятся голыми
-Птицы собираются стаями и улетают на юг
-На полях и огородах убирают урожай. Готовят запасы на зиму.
-Дикие звери готовятся к зиме.
-А на этих картинах изображена какая осень?
Дети: Ранняя и поздняя осень.
Воспитатель;Правильно.
Подходит к концу уже последний месяц осени-ноябрь. Совсем недавно мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. А,сейчас наблюдаем за окном,серое,затянутое тучами небо.
Сейчас мы с вами будем сравнивать раннюю и позднюю осень. А,помогут нам в этом карточки-подсказки.
2. И это будет уже наше второе задание.
«Составление предложений с опорой».
-Ранней осенью небо светлое, а поздней осенью небо хмурое.
-Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью деревья голые.
-Ранней осенью теплая погода,а поздней осенью холодная погода.
-Ранней осенью люди надевают легкую одежду, а поздней осенью теплую одежду.
-Ранней осенью идет моросящий дождь, а поздней осенью идет дождь со снегом.
-Ранней осенью светлое солнце, а поздней осенью закрыто тучами.
Молодцы,ребята,вы справились и с этим заданием.
А,сейчас я предлагаю вам провести физкультминутку
«Листики осенние».
Мы,листики осенние, (руки на поясе)
На веточках сидели. (присели)
Ветер дунул, полетели. (встают,бегут)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал (Встают и кружатся на месте)
И листочки все поднял.
Повертел их,покружил.
И на землю опустил. (Бегут на стулья).
3. Третье задание: «Стихи про осень».
Воспитатель; Какое замечательное время года мы сегодня обсуждаем.
Вы знаете,осень мое любимое время года. Мы с вами учили так много стихов про осень по мнемотаблицам,а сейчас я очень хочу послушать некоторые из них. Может быть кто-то расскажет или давайте вместе так же по таблицам на доске и будем вспоминать.
(На доске мнемотаблицы со стихами,которые мы учили).
Спасибо большое вам за стихи. Я получила огромное удовольствие.
А,сегодня,я бы хотела познакомить вас со стихотворением А,С,Пушкина-«Уж небо осенью дышало…»
Внимательно послушайте стихотворение и обратите внимание на его настроение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:-Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?
-Чем дышало небо в стихотворении?
-Какой месяц стоял у двора,какой он по счету среди осенних месяцев?
А,теперь мы с вами выучим это стихотворении быстро и легко при помощи этих рисунков (мнемотаблицы).
Воспитатель еще раз читает стихотворение,используя рисунки (мнемотаблицы).
Воспитатель снова читает стихотворение,а дети следят за текстом по рисункам.
-Давайте попробум вместе рассказать стихотворение по рисункам.
Дети читают стихотворение по цепочке.
Молодцы,дети. Вы очень хорощо поработали. Мы с вами сегодня еще раз повторим это стихотворение и потом вы сможете обрадовать своих мам,пап,бабушек и дедушек,рассказав им его
4. Четвертое задание-Думаю,не составит вам труда-это игра с мячом. Встаньте в круг.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Я буду бросать вам мяч и называть слово,а вы ловите мяч и повторяете это же слово,но ставьте перед ним слова –«осенний,осенняя,осеннее».
Месяц-осенний месяц
Погода-осенняя погода
Настроение-осеннее настроение
Ночь-осенняя ночь
Небо-осеннее небо
Листва-осенняя листва
Дождь-осенний дождь
Одежда –осенняя одежда
День-осенний день
Ветер-осенний ветер
Вы большие молодцы,дети.
5. Пятое задание «Игра Да или Нет»
Я буду читать вопросы,если ответ «ДА»,надо хлопнуть в ладоши,а,если ответ «НЕТ»,топнуть ногой.
-Осенью цветут цветы?
-Осенью растут грибы?
-Тучи солнце закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Морозы осенью бывают?
-Ну,а птицы,гнезда вьют?
-А букашки прилетают?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Часто –часто льют дожди?
-Солнце светит очень жарко?
-Можно детям загорать?
-Ну,а что же нужно делать-куртки,шапки надевать?
Замечательно,дети
Воспитатель;Какие же вы все молодцы.
8. Восьмое задание ;
И в заключительном задании,у нас загадки.
Загадки у нас сегодня про осень. Если любите разгадывать загадки,хлопните в ладоши.
-Солнца нет,на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет.
Что такое,дай ответ. (поздняя осень)
-Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты?Конечно да. (ноябрь)
-Слезки капают из тучи-
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник-
Хлюпает по лужам (дождик)
-По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует-оно задрожит. (лужа)
-Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что?Скажите наугад!
Ну,конечно….(Листопад)
Воспитатель;Молодцы,вы все загадки отгадали. Не устаю вас сегодня хвалить,мои дорогие «Светлячки».
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель; Вы очень хорошо сегодня поработали ; отгадывали загадки и ребус, слушали стихи, перечисляли признаки осени, составляли коротенькие предложения и играли.
-Как вы считаете,со всеми заданиями Знайки вы справились?
Какое задание вызвало у вас затруднение?
А, с какими заданиями вы справились легко?
Ну,а занятие вам понравилось?
Спасибо вам большое. На этом наше занятие закончилось.