Ирина Обеленец
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в лес» в подготовительной группе с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
Задачи:
• образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу,
уточнить знания детей о объектах живой и не живой природы;
• развивающие: способствовать развитию мышления, воображения, любознательности;
• воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь (турист, закрепить понятие родственные слова, закрепление навыков словообразования и словоизменения; упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, физминуток, отгадывание загадок.
Оборудование: оформленный зал- лес, поляна; иллюстрации, аудиозапись (звуки леса).
Организационный момент.
1. Приветствие.
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
2. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Дашеньку- брусникой,
Соню – костяникой,
Марата – орешком,
Женю – сыроежкой.
В:Так кто этот богатырь? Конечно, лес.
Ребус Весна.
(картинки- верба, ель, сосулька, нора, аист.)
По первым буквам дети читают зашифрованное слово.
В: Вы догадались в какой лес мы отправляемся?
А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Какие весенние месяцы вы знаете?
Рассказ детей о мнемосхеме о весенних месяцах.
В: Весна - щедрое на радость время года. Любуйтесь ее красотой, слушайте пение птиц, наблюдайте за насекомыми, наслаждайтесь чудесными весенними запахами. А с какой целью человек ходит в лес?
(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами).
Почему говорят: «Лес – наше богатство»(мнемосхема)
(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты, здоровье людей.
Лес – родной дом для растений и животным.)
В: Как люди ещё используют лес?
(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)
Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту, и богатство люди должны беречь.
В: А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?
Ребята, красиво в лесу? (Дети: Да)
В лесу растет много чего? (Дети: Деревьев. кустов)
А какой воздух в лесу? (Свежий)
А вы знаете, чем дышат деревья? (Листьями)
В: Почему Вы так думаете?
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
А какие деревья растут в лесу?
(дуб, осина, ель, берёз, липа, клён, рябина, черёмуха).
Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?
(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).
В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете.
1. Похож на треугольную призму. Цвет может быть зелёный, коричневый, синий, а может быть любой. Он сшит из непромокаемой ткани. В ней можно жить в походных условиях.
2. Этот объект по форме напоминает часы. У него есть стрелки. Его держат в руке, когда необходимо определить маршрут движения.
3. Мешок с лямками. Может быть любого цвета. Его носят за плечами. В него можно класть от продуктов до инструментов
В: Кто из вас бывал в весеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
В лесу нужно ходить только по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
Весной нельзя шуметь в лесу, в это время птицы выводят птенцов, а у животных рождаются детеныши.
Нельзя ломать ветки у деревьев и кустарников.
Нельзя сдирать кору с деревьев, от этого деревья погибнут.
Нельзя сбивать ногами грибы, даже ядовитые, пусть они останутся в природе, ими лечатся животные.
Нельзя много рвать цветов, они быстро завянут, а они украшение природы.
Нельзя ловить и уносить с собой птенцов, детенышей животных. В природе о них позаботятся их родители.
Нельзя разорять муравейники, муравьи - санитары леса.
Нельзя ловить бабочек, они нужны природе.
Нельзя разжигать костры, от дыма и огня погибнет лес, его обитатели.
Нельзя оставлять мусор в лесу и т. д.
В: Молодцы, ребята, вы знаете очень много правил поведения в природе. Я верю, что в будущем вы будете защитниками родной природы. Я читаю волшебные слова «Раз, два повернись в весеннем лесу окажись».
А теперь идите вслед за мной по лесной тропинке. Помните, что мы с вами в лесу только гости, а хозяева — леса- это его обитатели.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Вот и лес.
Посмотрите – письмо. Адрес верен: Детский сад № 9 «Тигренок», ребятам.
Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
Дорогие ребята! Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости!
Для того чтобы вам было интересно проводить время в лесу, мы приготовили для вас интересные задания.
1. Игра придумай родственное слово к слову лес.
Лесовичок, лесной, лесок, лесник, лесоруб, лесничий, лесовоз.
2. Игра ТРИЗ «ДА-НЕТКА» «Живая не живая природа».
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
3. Игра «Чей хвост?»
Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Расскажите о животных по схеме:
1. Назовите семью;
2. Где живут;
3. Чем питаются.
4. Составь предложение по схеме. Круги Лулия ТРИЗ.
5. «Скажи наоборот».
- Майский жук большой, а божья коровка. (маленькая).
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
- У жука усы толстые, а у бабочки. (тонкие).
- У шмеля спина широкая, а у водомерки. (узкая).
6.«Сколько насекомых на весенних цветах»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1232310-1580743875.jpg)
7. Игра: «Путешествие по волшебному экрану»
Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.
«Системный оператор»- это наборное полотно -это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.
В: Дети, жители леса приготовили для нас подарок. Посмотрим, что в корзинке.
Это кедровые шишки. Давайте рассмотрим её и разберемся, как она к нам попала.
Она была очень красивая. По форме она напоминала яйцо, ароматная, липкая на ощупь. А как называлась эта шишка? (Кедровая)
Хорошо, наша сказка будет о кедровой шишке. Шишка очень гордилась собой, потому что она знала, что была самой главной шишкой Сибирских лесов. Её плоды очень полезны и питательны. В шишке жили маленькие коричневые орешки с твердой скорлупкой, а если ее расщелкнуть, то появлялись маленькие беленькие ядрышки. У кедровой шишки были братья - другие шишки с сосны, ели, пихты. Но в этих шишках не было таких вкусных орешков.
А как ты думаешь, где раньше росла эта кедровая шишка?
До того, как её сорвали, она росла на могучем великане, которого зовут кедр, а кедр конечно же рос в кедровом лесу. Кедр - хвойное дерево. Кедр очень гордился своим могучим стволом, раскидистыми ветками, зелеными длинными иголками и шишками. Кедровая шишка знала, что каждую осень она дарит лесу и людям большой урожай плодов, которые необходимы всем лесным зверям: медведю, белке, бурундуку, маленькой птичке кедровке.
В: Ребята, а теперь последнее задание. Жители леса отправили нам послание и зашифровали его. Давайте разберем и прочитаем его.
8. Прочти и расшифруй послание животных.
Хорошо в лесу, береги его красу.
Закройте глаза и произнесите волшебные слова:
«До свиданья чудо – лес, полон сказок и чудес!