Юля Михеева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Описательный рассказ «Грибы, ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Описательный рассказ грибы, ягоды»
Программные задачи:
Научить различать грибы по внешним признакам, и по тем, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивать слуховое внимание, слуховую память.
Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Описательный рассказ „Грибы, ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, разгадав загадку.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой… (лес)
- Правильно, мы с вами пойдем сегодня в лес. Но не просто будем в нем гулять, а загадки там искать.
2. Беседа
- Ребята, а кто был в лесу? (ответы детей)
- Что там можно собирать? (грибы, ягоды)
- Правильно. А вы все грибы знаете? (ответы детей)
- Грибы - это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание грибов).
- Что есть у грибов? (У гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница). Грибы размножаются спорами. Споры - это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни - ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
- А как называют людей, которые идут в лес за грибами? (Людей называют грибниками).
- Ребята, какие бывают грибы? (Грибы бывают съедобные и ядовитые).
- Какие грибы относятся к съедобным? (К съедобным относятся грибы, которые можно есть). Съедобные грибы очень вкусные и полезные.
- А что можно с грибами делать? (Грибы можно варить, жарить, мариновать, сушить).
- Поднимите руки, кто из вас ездил с родителями в лес за грибами? Как вы думаете, трудно собирать грибы, если ты их не знаешь? (Трудно).
- Правильно, трудно и опасно. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, человек должен знать правила сбора грибов. А вы знаете? (ответы детей). Но сначала сделаем гимнастику, пусть глаза наши отдохнут.
3. Гимнастика для глаз «Глазам нужно отдохнуть»
Дети присаживаются на стулья возле стола с ноутбуком (дети с ролями грибов проходят на поляну занимая свое место).
4. Закрепление правил сбора грибов
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу;
Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не прикрытая листвой;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Не срывать старые и очень маленькие грибы.
5. Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес.
А в лесу полно чудес! (Маршируют на месте)
Дождь вчера в лесу прошёл (Разводят руки в стороны, «удивляются»)
Это очень хорошо. (Потряхивают ладонями обеих рук)
Будем мы грибы искать (Хлопают в ладони)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой - «корзина»)
Вот сидят маслята, (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
На пеньке — опята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
А во мху — лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками)
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор, (Грозят указательным пальцем правой руки)
Украшай осенний бор».
6. «Загадки-отгадки»
- Ну что ребята теперь можно отправляться в лес на экскурсию.
Дети переходят в центр группы на импровизированную поляну.
- Ребята, вот мы и пришли в лес, смотрите сколько здесь грибов, они будут загадывать вам загадки, а вы должны будете угадать какой это гриб, если угадаете, то я вам расскажу про этот гриб.
Лера: Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые. (лисички)
- Ну что гриб лисичка ребята тебя узнали. Лисички – желто-оранжевого цвета. Ножка у гриба тонкая, шляпка выпуклая, края волнистые. Лисички небольшого размера, с приятным запахом. Растут лисички большими семьями, очень вкусные лисички жареные и маринованные.
Вадим: Коричневой шляпкой приветствует нас.
Он скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл он приют.
Скажите-ка, дети, как его зовут? (Подберёзовик)
- Ну что подберезовик узнали ребята тебя. Свое название получил подберезовик потому, что можно найти под деревом береза. Ножка у него белого цвета, а шляпка светло-коричневая. Ножка длинная, толстенькая, шляпка сильно выгнутая, похожа на подушечку. На ножке есть темные чешуйки. Очень вкусный подберезовик соленый и маринованный.
Денис: Я в красной шапочке
расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я –. (подосиновик)
- И тебя подосиновик ребята узнали. Называется подосиновиком, потому что прячется возле дерева осина. Высокая ножка, с темными чешуйками. Шляпка молодого красного гриба похожа на наперсток, одетый на палец. По мере роста подосиновика шляпка приобретает выпуклую форму. Вкусный подосиновик маринованный, жаренный, а еще можно засушить на зиму для варки супа.
Леша: Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый,
Как Петрушка, ядовитый. (мухомор)
- Ну что мухомор тебя дети тоже узнали. Очень красивый гриб, шляпка ярко-красная с белыми пятнышками. Ножка тонкая, белого цвета, шляпка плоская, выпуклая, края ровные, гладкие. На ножке есть кольцо с зубчатыми краями. Мухомор большой, без вкуса и запаха. Растет на сырой почве. Сильно ядовит, употреблять в пищу нельзя. Но мухомор любят олени, зайцы, поэтому срывать понапрасну меня нельзя.
Юля: Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут. (бледная поганка)
- И конечно белую поганку ребята тоже узнали. Шляпка бледно-зеленая, даже бывает белая по краям, ножка прямая, кверху сужается. Шляпка плоская, края ровные, гладкая, на ножке есть кольцо. По вкусу бледная поганка сладковатая. Растёт на разных почвах, на опушках леса. Очень ядовита, употреблять в пищу нельзя, но своими корнями рыхлит землю, поэтому деревьям приносит пользу.
- Все грибы мы отгадали, но не все грибы возьмем с собой. Какие оставим? (Бледную поганку, мухомор)
7. Игра «Писатель»
- А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.
А поможет нам схема:
1. Что это?
2. Название ягоды или гриба?
3. Где растет?
4. Какого цвета?
5. Какой формы?
6. Съедобное или несъедобное?
7. Что можно из него приготовить?
Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа - аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку. Так же описываем по схеме ягоды.
8. Игра «Четвертый лишний»
- А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух) :
1. Подосиновик, лисичка, мухомор, опенок;
2. Черника, сыроежка, малина, земляника;
3. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;
4. Поганка, мухомор, белый гриб, ложный опенок.
Дети отвечают, дают объяснения почему лишнее.
. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
- Предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Что в лукошко мы берём», ваша задача положить в корзину только съедобные грибы. Ребята садитесь пожалуйста за столы, помните о том, что надо за столом сидеть прямо, ноги должны ровно стоять под стулом. Приступайте к своей работе (выполнение задания).
8. Проверка задания (на телевизоре показать картинку с правильным выполнением задания).
- Я очень рада, что вы знаете все грибы и отличаете ядовитые. В ваших лукошках не должно быть места ядовитым грибам. Их мы оставим в лесу. Нам они навредят, а деревьям и животным принесут пользу. Но я ещё хочу у вас спросить, только ли мухомор и поганка ядовитые грибы?
Дети: Нет! Сатанинский гриб очень похож на белый; ложные опята – на настоящие опята, а вот подберёзовик схож с желчным грибом, который своим горьким вкусом испортит любое грибное блюдо.
9. Рефлексия
Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
- Что мы сегодня делали?
- Какие грибы растут в лесу?
- Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
- Почему нельзя есть несъедобные грибы?