Елена Панина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему : “Насекомые”.
Цель: систематизировать и закрепить знания детей об образе жизни насекомых; их строении; где живут, чем питаются; их вреде и пользе для природы и человека.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить составлять группы насекомых по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползующие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способам передвижения, между внешним видом и способам защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания.
Развивающие :
Развить у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношения к ним.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, организация в книжном уголке выставки иллюстраций с изображением насекомых и книг по данной тематике.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоёма; карточки с изображением насекомых и их средой обитания, разрезные картинки, аудиозапись звуков насекомых; игрушка Лунтик в домике, конверты с заданиями от Лунтика; чудесный мешочек с угощением и наклейками.
Содержание.
Организационный момент.
Приветствие (дети стоят в кругу).
Воспитатель: Доброе утро!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Я очень рада, что у всех хорошее настроение. Вот с таким настроением мы и начнём наше занятие.
Основная часть.
Дети, кого мы видим на доске? (воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением насекомых) Как одним словом можно назвать всех этих существ (насекомые).
Они очень разные. Они по-разному выглядят, по-разному передвигаются и спасаются от врагов (от птиц, ящериц, мелких грызунов).
Чтобы узнать побольше о насекомых, я предлагаю всем отправиться в чудесную страну Насекомию. Закройте глаза. Когда вы их откроете, мы окажемся в фантастической стране.
Ну-ка глазки закрывайте,
В путешественников превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем глазки открывать!
-Ой, ребята, наше волшебство получилось!
Воспитатель:Что это за домик появился? Хотите узнать, кто в нём живёт? Тогда отгадайте загадку
Поселился в доме пчёл,
Подружился с Кузей он.
И с Пчелёнком, и с Букашкой,
И, конечно же, с Милашкой.
Воспитатель: Да это же Лунтик. И появился он здесь не случайно. Вы ведь знаете, что Лунтик родился на Луне и случайно попал на нашу Землю. А стал он жить на полянке, где жили разные насекомые. Он про них ещё не всё знает. Давайте расскажем Лунтику всё, что мы знаем о насекомых.
Для этого Лунтик приготовил нам интересные задания, выполнив которые вас ждёт сюрприз.
Воспитатель: Начинаем?
Задание № 1 Рассказать всё, что вы знаете о насекомых.
Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые». У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель, оса).
Воспитатель: Ребята, а чем питаются насекомые?
Дети выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский, гусеницы. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, богомолы, саранча, божьи коровки, жужелицы. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
Воспитатель: Какую пользу приносят насекомые?
Людям: пчёлы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд лечит многие болезни.
Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых, пчёлы, бабочки опыляют растения.
Животным и птицам многие насекомые служат кормом.
Воспитатель: Какой вред от насекомых?
Людям: мухи, комары, слепни больно кусают. Тараканы и мухи разносят опасные болезни.
Лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, а гусеницы объедают листья растений.
Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
Воспитатель: Где живут насекомые?
Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе-везде.
В воздухе-стрекозы, бабочки, пчёлы, осы, шмели, комары, мухи.
В воде-водомерки, личинки комаров.
На земле-муравьи, кузнечики, богомолы, пауки.
Воспитатель: Как передвигаются насекомые?
Летают-бабочки, стрекозы, жуки, комары, пчёлы, осы, шмели, мухи, саранча.
Прыгают-кузнечики, блохи.
Ползают-гусеницы, тараканы, муравьи.
Задание № 2 Упражнение: “Скажи одним словом”. Закончи предложение.
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют (пестрокрылой).
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют (длинноусый).
Чей? (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк-(комариный)
У пчелы мёд-(пчелиный)
У муравья лапка-(муравьиная)
У шмеля жужжание-(шмелиное)
У таракана усы-(тараканьи)
Упражнение “Нелепицы”. Послушай предложения, расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Муравей живёт в улье. Паук собирает нектар с цветов.
Бабочка стрекочет. Муха плетёт паутину.
Комар ловит птиц. Шмели строят муравейник.
Физминутка:
Мы шагаем по дорожке,
Не даём покоя ножкам.
Вместе с Лунтиком пойдём,
К бабе Капе попадём.
Пироги поможем ей
Мы испечь для всех гостей.
Мы попрыгаем с Пчелёнком,
Поиграем с паучком,
А потом мы на урок,
Прыг да скок,
Прыг да скок.
Задание № 3 Игра: “Кто где живёт?”
На ковре разложены картинки с изображением среды обитания насекомых, а у детей в руках картинки с изображением насекомых. По сигналу: В дома! каждое насекомое должно занять свой дом.
Пчела-улей, гусеница-лист, муравей-муравейник, бабочка-цветок, оса-осиное гнездо, муха-дом, водомерка-вода, кузнечик-трава.
Задание № 4 Четвёртый лишний (найди лишнюю картинку) на интерактивном столе. Объясни свой выбор, используя слова “потому что”.
Задание № 5 Загадки про насекомых (на интерактивном столе)
Задание № 6 Отгадайте насекомое по аудиозаписи.
Комар, кузнечик, жук, муха, сверчок, оса, пчела, саранча, шмель.
Задание № 7 Разрезные картинки: “Собери целое из частей”.
Воспитатель: В моей волшебной коробочке собраны части целой картины. Вам нужно собрать из частей картинку с насекомым.
В конце занятия Лунтик хвалит всех детей и достаёт угощение из своего домика.