Ирина Колесникова
Конспект НОД по развитию речи «В гостях у бабушки Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• активизировать словарь
• Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно - познавательного общения
• Стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, вопросы
• Содействовать развитию вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика)
• Создать условия для психологического и эмоционального комфорта
• Систематизировать знания детей о посуде
• упражнять в образовании наименований предметов посуды (сахар – сахарница, масло – масленка)
• учить составлять описание предметов посуды
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гостях у бабушки Федоры“» размещена в разделах
• образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия,
• закрепить произношение звука «Ц», «Ч», «П».
• научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы,
• умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонацию и формулы речевого этикета.
Предварительная работа: экскурсия в столовую детского сада, знакомство с поваром, рассматривание альбома «Посуда», чтение сказок, где встречается посуда - «Три медведя», «Федорино горе», настольные игры на развитие речи : «Угадай по описанию», «Подбери чашки к блюдцам» (различать оттенки, «Накроем стол».
Словарная работа: сито, кухонная, чайная, столовая, самовар, терка, скалка, молочник, салатник, кофейник, корыто, вывалился, шипит, кипит.
Оборудование: наборы детской посуды – столовой, чайной, кухонной, проектор, посуда – терка, скалка, сковорода, чайная ложка, столовая ложка, тарелки: металлическая, деревянная, пластмассовая, фарфоровая, раскраски с изображением посуды.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
— Ребята, вы любите слушать сказки?
— Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в сказку. А для этого, надо проговорить присказку. (Дети встают и выполняют движения вместе)
Присказка:
1. За ступенькою ступенька – станет лесенка. Дети держат руки перед грудью и выполняют движения кистями рук (снизу-вверх).
Ногами выполняют пружинку.
2. Слово к слову ставь складненько – будет песенка. Кисти рук поставлены вертикально, ладошка правой руки касается ладошки левой руки.
3. А колечко на колечко – станет вязочка. Большие и указательные пальцы рук образуют колечко, сцепляются, изображая цепочку.
4. Сядь со мною на крылечко. Движения двумя руками вниз.
5. Слушай сказочку. Ладони рук находятся у щек.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости к бабушке Федоре.
2. Посмотрите, на экран
- Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? Кто главный герой этой сказки? Кто помнит, о чем эта сказка? Кто автор этой сказки? Посмотрите, как вы думаете, какое настроение у Федоры?
Воспитатель:
Разбежалась вся посуда,
Нет тарелок, вилок нет,
И попрятались кастрюли,
Не сварить никак
Дети: обед!
Воспитатель: А давайте, дети, встанем в круг и покажем, как убегала посуда
3. Упражнение на ориентировку в пространстве «Скачет сито по полям»
Скачет сито по полям (подскоки)
А корыто по лугам.
За лопатою метла (ходьба)
Вдоль по улице пошла (ходьба)
И кастрюля на бегу (бег на носочках врассыпную)
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Из окошка вышел стол (ходьба с высоким подниманием колен)
И пошел, пошел, пошел! (Воспитатель заводит детей в круг.)
Воспитатель: Ребята, я что-то слышу. По-моему Федора хочет что-то сказать (подходит к экрану, слушает)
Дорогие, девочки и мальчики!
Пожалуйста, помогите!
По дороге прямо идите,
И посуду мою верните!
Воспитатель: Поможем Федоре?
4. Логоритмическое упражнение «Ровным кругом» Артикуляционная гимнастика с элементами бионергопластики
Отправляемся в путь!
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг -
В самовар вас (блюдце, чашку, ножик) превращаю,
Делайте теперь вот так!
(воспитатель показывает движения, дети отвечают и повторяют)
Осталась Федора одна, не чаю попить, не обед сварить. Хорошо ли стало Федоре? (Ответы детей).
5. Мимическая гимнастика (игра «Угадай настроение» показ эмоций)
Как много грязной посуды было у Федоры – давайте мимикой покажем, что мы очень недовольны
Чудеса! В сказке посуда как живая ходит! – покажем удивление,
А мы найдем посуду и наведем порядок! Посуда чистая на своем месте лежит – покажем радость.
Как вы хорошо умеете показывать свои эмоции!
6. Игра «Угадай посуду»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай посуду», и узнаем, какая посуда убежала от Федоры.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, изображение появляется на проекторе и задает вопрос, для чего нужен данный предмет (индивидуально)
Загадки:
1. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
2. Если хорошо заточен, все легко он режет очень (нож)
3. И оладьи и омлет, и картошка на обед. А блины – вот это да! Жарит все (сковорода)
4. Лежит Сивка - исколота спинка (терка)
5. На плите стоит чистюля, суп сварить, нужна (кастрюля)
6. Ворчу-бурчу, потом чихаю и пар пускаю (самовар)
7. Можно сок в него налить, с удовольствием попить (стакан)
8. Шипит и кипит, всем чай пить велит (чайник)
Дополнительные изображения:
Вилка
Поварешка
Сито
Скалка
Тарелка
Чашка с блюдцем
Вот мы и нашли Федорину посуду, теперь надо ее помыть.
7. Пальчиковая игра «Помоем посуду» (Развитие мелкой моторики).
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга,
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному).
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так Федоре помогали!
8. Игра «Какая бывает посуда?»
Воспитатель: Молодцы, а теперь скажите:
• Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется … кухонная посуда
• Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
• Посуда для чаепития – чайная.
9. Игра «Наведем порядок».
Посмотрите, какой беспорядок!
На общем столе – перемешана посуда. Дети делятся на 2 команды (одна – накрывает стол для обеда, вторая – для чаепития). У каждого игрока воспитатель уточняет, что это за предмет? К какой категории относится: к кухонной, столовой, чайной?
Воспитатель: Повторим, какая бывает посуда, как называется хором: кухонная, столовая, чайная.
- Молодцы справились с заданием и ничего не перепутали!
10. Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка
- Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки.
Все тарелки одинаковые или разные?
Вася, из какого материала сделана эта тарелка? (из фарфора)
Значит, какая тарелка? (фарфоровая)
Постучи по ней ложечкой и все послушайте, какой звук получится.
Петя, из какого материала сделана эта тарелка? (из металла)
Значит, какая тарелка? (металлическая)
Постучи по ней ложечкой и все послушайте, какой звук получится.
Лера, из какого материала сделана эта тарелка? (из пластика или из пластмассы)
Значит, какая тарелка? (пластмассовая)
Постучи по ней ложечкой и все послушайте, какой звук получится.
Катя, из какого материала сделана эта тарелка? (из дерева)
Значит, какая тарелка? (деревянная)
Постучи по ней ложечкой и все послушайте, какой звук получится.
Будем с ложечкой играть и посуду называть.
Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.
11. Игра «Каждому продукту – своя посуда»
Воспитатель: Дети есть специальная посуда, в которой подают или хранят продукты питания. Ее называют также как и те продукты, которые в нее кладут. Я буду называть продукт, а ваша задача – назвать посуду. И если вы ответите правильно, то она появится на экране.
Хлеб (хлебница)
Сахар (сахарница)
Масло (масленка)
Конфеты (конфетница)
Салат (салатник)
Молоко (молочник)
– Молодцы!
Нашли Федорину посуду, отгадали загадки, всю посуду перемыли, и навели порядок. А знаете ли вы стихи про посуду?
12. Читают дети наизусть стихи:
Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки, без ложки?
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы,
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли салатницы, вилки, ножи -
Всегда всю посуду в порядке держи!
13. На экране появляется веселая Федора.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а какое теперь настроение у нашей Федоры? (радостное, веселое)
Что же говорит Федора?
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду,
И любить, и уважать!
14. Федора дарит альбом с раскрасками.
Мы их разукрасим в группе.
До свидания!
Дети: До свидания Федора!
Воспитатель: Как вы помогли Федоре? Что вы делали? Как назвать одним словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т. д. А вы запомнили, какая бывает посуда?