Анна Милай
Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя Семья»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
3. Продолжать формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
1. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
2. Закреплять знания о родственных связях слов;
Публикация «Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
3. Развивать понимание логико-грамматических конструкций;
4. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
5. Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
3. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход занятия:
Организационный момент: (Вводная беседа)
Педагог: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
П: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? (ответы детей).
- Слово семья состоит из двух слов семь и я.
- Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).
- Семья может быть большой и маленькой.
- А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы (взрослые и дети).
- Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины.
Основная часть:
«Назови правильно» (Развитие лексико-грамматических категорий).
П: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»
Игра «Ласковый ребенок»
А как ты обычно называешь свою маму?
А как ты обычно называешь своего папу?
А как ты называешь свою бабушку?
А как ты называют твою маму бабушка с дедушкой?
Как зовут твоих бабушку и дедушку?
Как зовут их твои родители?
А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Динамическая пауза «Дерево»
Дерево качается, где-то в облаках
(дети поднимают руки вверх)
Облака качаются на его руках
(качают руками)
Эти руки сильные
(качание усиливается)
Рвутся в вышину
(руки резко вверх)
Держат небо синее
Звезды и луну
(повороты вправо, влево)
Сообщение новых знаний
Педагог предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде).
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
- Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
- Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Заключительная часть:
"Детский сад - моя вторая семья"
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
Итог занятия
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.