Нина Брыкалова
«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
Поздняя осень
Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;
- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;
Развивающие :
Публикация «„Поздняя осень“, Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;
- развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;
- развивать навык работы с графическим планшетом (ориентировка на листе бумаги, разные виды линий: прямые, волнистые, зигзагообразные).
Воспитательные:
- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;
- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность
художественного образа, передаваемого в музыке.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; Иллюстрации с изображением диких животных (на каждого ребенка, планшеты, маркеры, аудиозаписи - музыка осени со звуками дождя.
Предварительная работа:
• Наблюдения за живой и неживой природой.
• Рассматривание картин и репродукций об осени.
• Чтение художественной литературы.
• Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие.
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй - встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждёт,
Когда друг к нему придёт.
«Здравствуй»,- я тебе скажу-
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
Это мой привет
Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» читает стихи:
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)
Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – Каркушу.
Каркуша: Однажды прилетела я на полянку, а там.
(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)
Расскажите, что я увидела? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Через какое-то время я снова полетела посмотреть, что там интересного есть, и увидела.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.
Каркуша: Ребята, опишите, какую же осень я увидела. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли? (Ответы детей.)
А недавно я полетела на поляну и ахнула.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.
Воспитатель Что же на этот раз увидела Каркуша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. (Ответы детей.)
Как же одеваются люди в такую погоду? Холодно не только людям, но и животным. Где же они зимуют? (Ответы детей.)
Давайте поиграем. Я буду ведущим, а вы лесными жителями. Согласны? (Да) На полу лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки.
Воспитатель: Жители леса! Осень на пороге, все ли к ее приходу готовы? (Ответы детей.) А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие? (Заяц серую на белую, белка рыжую шубку на серенькую.) Какие убежища для себя приготовите? (Лиса — нору, волк — логово, медведь — берлогу, белка — дупло утеплит, еж и барсук — норки.) Кто какие припасы на зиму готовит? (Белка запасает грибы, ягоды, орехи. Мыши-полевки — колоски и желуди). Кто на всю зиму спать заляжет? (Ежи, медведи, барсуки, летучие мыши.) Кто без запасов и нор зимовать будет? (Заяц.) Молодцы, все к зиме готовы.
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это?
(Ветер)
Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).
Физминутка:
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)
Что делают поздней осенью листья. (На земле лежат)
Воспитатель. Давайте поиграем! Нарисуем Каркуше, как ветер срывает листочки с деревьев (педагог раздаёт планшеты и маркеры)
Задание: нарисовать в верхней части планшета три листочка. Первый листок ветер закружил (проводится спиральная линия вниз); второй листик раскачал (зигзаг); третий листик очень лёгкий медленно летит (волнистая линия).
Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)
А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»
Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Осенью растут грибы.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).
Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».
Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. Спасибо, ребята, Каркуше очень понравилось. О чём мы говорили? (Об осени) В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».
Спасибо большое, нам пора возвращаться с Каркушей домой, а вам в свою группу. До свидания.