Ирина Шулепова
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;
- уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
- упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- учить составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.
Развивающие :
- Развивать связную речь детей.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе; беседа о характерных признаках зимы; чтение стихов и загадок о зиме; рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежок, снежинки, мнемотаблицы.
ТСО: Проектор, экран, компьютер.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Становитесь, дети в круг.
- Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, снежок, по рукам, по рукам! У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям!»
- Слышен хруст снега
- Тс! Слышите? Что это за звуки? Ребята, вы слышите, что это?
- Правильно, снег хрустит!
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто же пожаловал к нам в гости:
«Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня. (Зима)
На экране появляется Слайд№1 «Зима»
2. Сообщение темы.
- Молодцы! Правильно, это зима и сегодня мы отправимся в гости к зиме.
- Зимушка-зима – весёлое, чудесное, волшебное, сказочное время года. О зиме написано много стихов и песен. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь зимними пейзажами. Слайд№2
- Скажите, пожалуйста, какую краску любит зима?
3. Гимнастика для глаз «Озорная снежинка».
- Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз. А
поможет нам вот эта озорная снежинка. Встаем на ножки.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней
взгляд)
Снежинка вправо полетела,
Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)
Опять снежинка полетела,
Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)
Ветер снежинку вверх поднимал
И на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)
Глазки закрываем (дети закрывают глаза)
- Глазки открываем, и задания Зимы выполняем.
- Что же такое «зима»?
- После, какого времени года приходит зима?
- Какие приметы зимы вы знаете?
- Ребята, давайте поиграем со словом зима.
4. Игра «Добавь словечко»
Пришла….
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
- Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме. Расскажите — какая бывает зима?
5. Дидактическая игра со снежком «Назови как можно больше красивых слов».
- отвечайте на вопросы какой? Какая? Какое?
Погода какая?
Снег какой?
Небо какое?
День какой?
Ветер какой?
Солнце какое?
6. Физминутка.
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(Показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(Медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
- Ребята, давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».
- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
-Какое красивое время года – зима. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
- А хотите послушать музыку о зиме?
7. Прослушивание музыкального произведения.
- Мы прослушаем отрывок мелодии «Зимний лес».
- Понравилась вам музыка?
- Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?
8. Работа с мнемотаблицами.
- Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите мнемотаблицу.
- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
- Каждая карточка - это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ:
Буква З.
Восклицательный знак.
Сердце. и т. д.
- Рассказ должен быть полным, интересным.
- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
- Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!
9. Работа в группах. Составление рассказов о зиме по мнемотаблицам.
(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.
Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки. Солнце светит, но не греет. На улице мороз. Люди в домах топят печки. Они заботятся о домашних животных. Развешивают кормушки и подкармливают птиц. Дети катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков и играют в снежки. Зима – это чудесное время года!
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.
Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 3.
Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.
10. Подведение итогов.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Оценка деятельности детей.