Алена Александровна Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Зима» с использованием предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зимушка-зима.
Цель: использование предметно-пространственной среды на занятии по развитию речи по теме «Зима».
Задачи:
Развивающие:
• развивать связную устную речь через формирование слов и словосочетаний;
• развивать моторику кистей рук;
• развивать внимание, память, логическое мышление
Образовательные:
• уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• формировать навык словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов)
• уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека,
• Автоматизировать звук [с].
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в компании
Оборудование: мнемотаблица по стихотворению, стенд животные севера, стенд север-зимние забавы, раскраски на звук С, снеговик из плитки потолочной части, снежинки синего и белого цвета.
Технология: мнемотехника
Методы: наглядный, словесный, практический
Приемы: использование мнемотаблицы (наглядный метод, работа в компании (практический метод, рассказ по картине (наглядный метод, составление снеговика из частей (практический метод, повторение, объяснение (словесный метод, игровые приемы (интонация голоса,
Ход занятия.
Организационный момент. Релаксация.
1. Раз, два, три, четыре, пять –
становитесь в круг играть!
В: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пожелаем, каждому хорошего настроения, а поможет нам это сделать песик Карандашик (символ центра развития речи).
Все, кто погладит его, обязательно улыбнутся.
(Дети стоят в кругу, погладить игрушку)
2. В: ой, куда это Карандашик побежал?
(Подошли к двери в группу, закреплена мнемотаблица стихотворения про зиму)
Карандашик показывает на картинки, под которыми только одно слово написано (морозы, сугробы, санки, лыжи)
-О каком времени года эти слова? (о зиме).
В: Правильно. Что вы еще знаете о зиме? Назовите признаки зимы.
(Выпадает снег, холодно, люди одеты в теплую одежду)
3. В: посмотрите в окно, скажите, какая погода может быть зимой?
-Если на улице идёт снег, то погода….
Д: Снежная.
В: Если на улице мороз?
Д: Морозная.
В: А если ветер?
Д: Ветреная.
В: А если стужа?
Д: Студеная.
В: А если на улице холод?
Д: Холодная.
В: В какие игры любите играть зимой?
Д: Снежки, строить крепости, кататься на коньках, лыжах, санках.
(сели на палас, если сложно на паласе сохранить внимание детей- посадить на стульчики)
4.В: Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю… снег.
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые… снежинки.
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик.
Рядом снежная фигурка-
Это девочка… снегурка.
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой… снегири.
В: Как много родственников у слова «снег». Давайте еще раз их вспомним.
А какой звук чаще всего встречался в словах?
Д: Звук С.
В: какой звук, дадим характеристику (согласный, глухой)
Давайте мы его произнесем вместе протяжно.
Д: СССССССС
5.В: Сегодня у нас немного сказочное занятие. Да иначе быть не может, ведь мы готовимся к чудесному празднику – Новому году. А помогать нам будет звук [С].
Произнесем звук[С] ещё раз.
В: Давайте, организуем мастерскую Деда Мороза - мы сделаем Деду Морозу помощника –снеговика.
(сидят на паласе)
Но чтобы получился красивый снеговик, необходимо выполнить задания.
Повторить за мной правильно и чисто слоги.
са-са-са сы-сы-сы сэ-сэ-сэ са-со-су со-са-сы
су-сэ-со
ос-ос-ос ус-ус-ус ыс-ыс-ыс со-су-сэ са-сы-сэ сы-са-со
В: у нас есть скороговорка со звуком «с», давайте ее повторим:
Сокол у сойки спрашивает сольки,
Сойка у сокола спрашивает: сколько?
-Мне одну щепоточку, посолить селедочку.
В: Молодцы! Большой получился ком. Сергей прикрепи его на доске.
(Прикрепляет к доске большой ком)
В: Теперь будем лепить ком другой, поменьше
6. В: Для следующего задания надо разделиться на три компании, выберите себе снежинку и подойдите к столу (три цвета снежинки на подносе, сделанные степлером)
(на столах картинки раскраски маленькие, которые можно использовать в магазине Деда Мороза= после занятия дети раскрасят и приклеют на полки магазина на ватмане)
1компания- найдите картинки в названии которых звук С в начале слова,
2компания- звук С в середине слова,
3компания- звук С в конце слова.
Песочные часы-три минуты
В: проверка:
1компания отвечает-2 компания проверяет есть ли звук С в словах, 3 компания проверяет в начале слова звук С;(так же 2 и 3 компания)
В: отвечать будете по очереди или хором?
Прикрепить на доску второй ком (ребенок)
7. Подойдем к шкафу для следующего задания
Игра «Чего не стало?»
А для этого нужно посмотреть на шкаф. Что вы видите? (животные севера)- назовите их. Почему нет пингвина?
(живет на южном полюсе)
Запомните картинки, я попрошу всех закрыть глаза, картинка спрячется. Вы должны, догадаться какая спряталась?
Дети отгадывают.
Прикрепить третий ком.
В: Снеговику нужен нос.
8. Для этого мы выполним задание- составим предложения по нашей картине Север. Кто больше?
(стенд на стене, дети сами делали, на севере зимние забавы)
Прикрепить морковку.
В: Посмотрите, готов ли у нас снеговик? Каких деталей у него не хватает?
Д: Рук.
9*В: Давайте проведем гимнастику для пальчиков (если темп высокий на занятии, задание дополнительное)
Пальчиковая гимнастика с применением массажного мяча (взять в центре игр по развитию речи)
В: Молодцы! Вы хорошо трудились.
Прикрепляют руки снеговику.
10. В: теперь давайте подарим снеговику головной убор?
Выберите головной убор, в котором живет звук [С].
Половник, тарелка, ведро, кастрюля.
В: Почему кастрюля?
Д: Потому что в этом слове есть звук [С].
Что мы возьмем для снеговика кастрюлю или ведро? (обычно дети выбирают ведро)
11. звуковой анализ слова ведро
В: что не так с нашим снеговиком?
Д: он весь белый, даже морковка и ведро
В: как это можно исправить?
Д: раскрасить его в свободное время
В: Вот и подошло наше занятие к концу. хорошего помощника сделали. Какой сегодня звук помогал нам на занятии?
Д: Звук: С-с-с.
В: сейчас возьмите белую снежинку - если вам понравилось занятие, а если скучно-то возьмите синюю и прикрепите их на доску.