Нина Александровна Волкова
Конспект НОД по развитию речи с детьми 6–7 лет. Составление рассказа по картине «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сочинение с детьми 5 – 7 лет «Осенний день»
Задачи. Формировать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана. Продолжать обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе осенью. Развивать эмоциональную сферу детей, способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Воспитывать интерес детей к живописи, желание всматриваться в изображение, замечать детали.
Материалы к деятельности. Картина Л. Новосёловой из серии «Времена года».
1 часть. Беседа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
— Дети, посмотрите, какая интересная картина в нашей Картинной галерее. Смотришь на эту картину, любуешься. Так и хочется рассказать своим близким об этой картине. Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ по картине. Вы согласны? (ответы детей).
Рассматривание картины.
— Дети, какое время года изображено на картине?
— Как вы догадались, что это осень?
— Какая погода в этот осенний день?
— Почему вы считаете, что погода дождливая?
— Кто нарисован в центре картины?
— Где гуляют девочка и мальчик?
— Почему вы решили, что это парк, а не лес?
— Дети, что вы можете рассказать о девочке, как она одета, что делает? (рассказы детей).
— Расскажите о мальчике, как он одет, что делает? (рассказы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на лица детей, какое у них настроение? Как вы думаете, почему?
Этюд к картине Новосёловой Л. «Осенний день».
Педагог рассказывает и показывает движения, дети повторяют движения.
— Осенний день. Деревья в разноцветном уборе. Листопад, листопад, листья на земле лежат. Покружитесь и вы, как листики в медленном танце.
— Дождь осенний кап – кап – кап. На асфальте лужи. Поймаем капельки дождя.
— Машенька и Ванечка по парку гуляют. И мы с вами гуляем, на месте шагаем.
— Машенька в красном плаще да в красных сапожках под зонтик от дождя спряталась. Загрустила Машенька, запечалилась. Возьмите в руки воображаемые зонтики. Грустно нам осенью.
— А Ванечка дождя не боится. Непромокаемые синяя курточка и брюки на нём. На ногах сапожки. Весело Ваня с мячом играет, да по лужам прыгает. Попрыгали и мы весело по лужам.
Составление плана рассказа.
— Дети, составим план рассказа. Рассказ начинается с названия. Название должно быть коротким. Как бы вы назвали наш рассказ? (предложения детей).
— Думаю, что лучше всего подойдёт название «Осенний день». Если мы назвали картину «Осенний день», то сначала мы расскажем об осенней природе. Дети, какая погода в этот осенний день на картине? (рассказы детей).
— Затем нужно придумать интересную завязку рассказа. Почему дети оказались во время дождя в парке? (предположения детей).
— Сюжет рассказа – это то, что нарисовал художник. Расскажите о детях, опишите их одежду, настроение. (Рассказы детей).
— Дети, как мы закончим наш рассказ? (предложения детей).
— Например, если мы сказали, что дети вышли встречать маму, то в конце рассказа мама и дети встретились. Если дети возвращались домой из гостей, то они пришли домой.
2 часть. Сочинение.
— Дети, я ещё раз повторю план рассказа.
План рассказа.
• Название.
• Вступление: описание осенней природы.
• Завязка: почему дети оказались во время дождя в парке.
• Сюжет: рассказ о детях, одежда, настроение.
• Заключение: дети достигли своей цели.
Дети составляют рассказы по картине. Педагог помогает строить высказывания. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.
— Дети, как вы думаете, получился у нас рассказ? (ответы детей).
— Очаровательно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Я обязательно расскажу об этой картине своим близким. А вы?
Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит ребёнка составить рассказ по картине и записывает рассказ каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана рассказа, и насколько богат его словарь.