Раиса Улитенкова
Конспект НОД по развитию речи в «Путешествие в «Играй — городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие в «Играй – городок»
для детей старшего возраста.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в „Путешествие в „Играй — городок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Обучающие:
-Формировать умение детей рассказывать сказку с разрешением противоречий, используя опорное словосочетание «не очень».
-Продолжать совершенствовать связную речь, обогащать и расширять словарный запас.
Развивающие :
-Закреплять навыки отгадывания и придумывания загадок описательного характера. Привлекать детей к совместному придумыванию двустиший.
-Развивать через игру творческую активность детей, воображение, мышление.
Воспитывающие:
- Формировать эмоциональную выразительность речи детей, воспитывать интерес к игре.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Это правда? А вы слышали когда-нибудь о городе, а точнее о городке, где есть и дом Сказки, и дом игрушек, поляна игр. Хотите взглянуть на такой городок? Так что же мы стоим, я приглашаю вас на поляну игр.
Наши ножки пошли по дорожке, если правильно пойдём – мы в пути не пропадём. А вот и поляна игр. У меня для вас игра «Слово на ладошке». Будем искать слова.
Дети: Мы найдём слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Воспитатель: Давайте искать слова на небе. Вот вам кузовок, куда каждый из вас положит своё словечко. ( дети передают друг другу кузовок со словами: «Я кладу в кузовок звёзды, солнце…»)
Молодцы! Я уверена, что вы с таким же успехом отыщете слова и воде, и на полу, и на потолке, и на руке. А как вы думаете, могут ли слова летать? прыгать? кружиться? Давайте отыщем такие слова. (дети по очереди кладут в кузовок слова, которые летают, кружатся, прыгают.)
Воспитатель: А знаете, дети, чем больше человек знает слов, тем быстрее он подбирает нужное слово. Сейчас я проверю какие вы у меня смекалистые. А ну-ка, помогите мне подобрать нужное слово.
Есть сладкое слово – (конфета)
Есть быстрое слово – (ракета)
Есть кислое слово – (лимон)
Есть слово с окошком – (вагон)
Есть слово колючее – (ёжик)
Есть слово промокшее – (дождик).
Удивительно, конечно, но слова можно найти везде. Каждый предмет имеет своё название, каждое слово что-то обозначает. Послушайте, как красиво об этом говорится в стихотворении (читает ребёнок, заранее выучил)
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами
И всё, что в памяти у нас означено словами.
Воспитатель: Дети, у меня для вас есть игра «Весёлые рифмы». Давайте будем соединять два слова одинаковых по звучанию, чтобы получилась рифма. Я возьму две картинки, назовите слова. (картина – корзина). Получилась рифма? А теперь сами найдите картинки, соедините слова, чтобы и у вас получилась рифма (дети подбирают рифмы и проговаривают их).
Воспитатель: Какие весёлые и смешные рифмы получились. А давайте наши весёлые рифмы постараемся превратить в стихи. Я буду придумывать первую строчку, а вы вторую, посмотрим, что у нас получится.
Игра «Сочини дальше»
( например: на стене висит картина – на полу стоит корзина и т. д.)
Воспитатель: Хорошо мы поиграли на поляне. А теперь я предлагаю вам пойти по тропинке загадок.
Как вы думаете, если мы пойдём по тропинке загадок, что мы будем сейчас делать? (отгадывать и загадывать загадки)
Вы слышите? Что это? (звенит колокольчик) Верно. Я открою вам секрет. Мы на тропинке загадок и если звенит колокольчик, то значит, что мы чуть не прошли мимо загадки. Загадки я буду искать в нашем зале. А вот и первая: Идут круглые сутки не стоят ни минутки,
А всё на местею. (часы)
Наши ножки без запинки идут дальше по тропинке (и снова звенит колокольчик) Не ест, не пьёт, играет
То скачет, то летает. (мяч)
Идут дальше (звенит колокольчик) Загадка:
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Воспитатель: А ну-ка под ноги я посмотрю, не на загадки ли я стою? И правда на загадке. И вы ребята под ноги посмотрите, вы тоже на загадке стоите. Послушайте:
С утра на ногах
А куда идут и сами не знают. (туфли)
Воспитатель: Я загадки нашла, а вы отгадали. Но я знаю ребята, что вы тоже любите придумывать загадки. Это правда? Тогда пройдите к столу, садитесь поудобнее на стульчики. На столе лежать картинки, но они все перевёрнуты и вы не знаете кому какая достанется. Берите любую картинку, рассмотрите, придумайте загадку и загадайте её нашим гостям. (дети загадывают загадки).
Молодцы дети, загадки у вас получились интересные и разные. Ой, ребята, нам ведь надо торопиться в «Играй – городок». Предлагаю поехать на весёлом поезде. Так что же мы сидим. А ну-ка, вставайте. Вы будете вагончиками, а я паровозик.
Музыкальная игра «весёлый поезд»
(дети цепляются друг за друга и поют песню «мы едем, едем,едем в далёкие края….») В конце последнего ребёнка цепляется девочка – «мышка», она плачет.
Воспитатель: Ой, я слышу кто- то плачет на нашем весёлом поезде. (останавливаются) Это мышка. Как ты к нам попала и почему ты плачешь?
Мышка: Я из сказки убежала, а как попасть обратно не знаю.
Воспитатель: А почему ты из сказки убежала?
Мышка: Из своей сказки я убежала из-за страшной кошки,которая туда пробралась. Когда я бежала не заметила, как своим хвостиком что-то разбила. Что не знаю, но помню, что все заплакали.
Воспитатель: Мне жалко мышку, а вам? Думаю, надо помочь мышке вернуться в свою сказку. Но сначала надо успокоить её ,чтобы она перестала грустить. Давайте ей скажем ласковые утешительные слова. (дети успокаивают мышку, например: Мышка не плачь, мы твои друзья и поможем твоей беде и т. д.) Вот и улыбнулась наша мышка, перестала плакать. Теперь надо вернуть её в свою сказку.
Вспомните дети название сказок, в которых встречается мышка. («Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Крылатый, мохнатый, да масленый»).
Вот одну из сказок мы сейчас расскажем. И мышке сразу всё будет понятно. Ребята, вы уже знаете, что в любой сказке есть хорошие и плохие поступки. И сказку мы сейчас расскажем так, где будут ваши рассуждения, что хорошо и не очень, и что плохо, да не совсем.
(дети рассказывают сказку «Курочка Ряба» на новый лад)
Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Это хорошо.
Хорошо да не очень. Курочка Ряба яички не несла, а дед с бабой кушать хотели. Это плохо.
Плохо да не очень. Однажды курочка снесла золотое яичко. Это хорошо.
Хорошо да не очень. Золотое яичко кушать нельзя. Это плохо.
Плохо да не очень. Зато золотое яичко можно продать, стать богатыми. Это хорошо.
Хорошо да не очень. Дед с бабой жили в деревне, далеко от города и не кому было продать яичко. Это плохо.
Плохо да не очень. Стали дед с бабой думать, что же с яичком золотым делать. Думали – думали и придумали, положили яичко на стол и стали им любоваться. Хоть какая-то радость. Это хорошо.
Хорошо да не очень. Недолго дед с бабой любовались золотым яичком. Мышка бежала и нечаянно зацепила хвостиком, яичко покатилось и разбилось. И дед с бабой горько плакали.
Это плохо.
Плохо да не очень. Яичко разбилось, а курочка – то осталась. Пожалела она деда с бабой и стала нести им простые яички каждый день. Дед с бабой очень обрадовались. Это хорошо.
Тут и сказке конец, кто дослушал молодец.
Воспитатель: Ну что мышка, ты поняла из какой сказки ты убежала?
Мышка: Теперь я всё знаю. Рада, что у сказки хороший конец и я могу смело туда возвращаться. Спасибо вам!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? Но где же «Играй – городок»? А вам не показалось, что вы уже сегодня побывали в нем. Потому что он всегда с нами, в нашем воображении. Ведь стоит нам захотеть, и мы тут же окажемся в «Играй – городке». И это прекрасно.