Марина Быкова
Конспект НОД по развитию речи на тему «Устное народное творчество» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
на тему : «Устное народное творчество»
/для детей 4-5 лет/
Цели:
1. Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц.
2. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры : «Игра с колокольчиком».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи на тему „Устное народное творчество“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
3. Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
4. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей, развивать речь.
Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.
Оборудование:
Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.
Методическое обеспечение:
«Русские пословицы и поговорки», русские народные игры
Предварительна работа:
Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, разучивание потешек, считалок, пословиц и поговорок.
Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
Ход занятия:
(Входит воспитатель, переодетый в Бабушку-загадушку) :
Здравствуйте, ребята.
К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу вам задание скажу.»
Бабушка -загадушка: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Бабушка-загадушка: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Весна — как пава: всему свету краса и слава».
Бабушка-загадушка: А вы знаете поговорки?
Дети:
«Апрель воду подбирает, цветы раскрывает»
«В мае всё принарядится — там листком, тут цветком, а где и травинкой.»
Бабушка-загадушка: А еще наш народ очень любит пословицы– это короткие мудрые мысли. А вы знаете пословицы о весне?
Дети: «Весна – днём красна!».
Бабушка-загадушка: Пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте и мы встанем в хоровод, и позовем солнышко:
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Бабушка-загадушка: Ах,платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу :
Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. А вы знаете скороговорки?
Дети: «У осы не усы, не усищи, а усики»,
«Проворонила ворона, Вороненка».
«Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Бабушка-загадушка: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (Стрекоза, оса, жук.)
/Бабушка показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Например: Оса
Са-са-са- у Маши коса
Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;
Например: Жук
Жу-жу-жу – молока дадим ежу;
Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.
Например: Стрекоза
За-за-за – вот летает стрекоза
Дети: За-за-за – здесь привязана коза.
Бабушка-загадушка: Молодцы! Как у вас здорово получается! А в гости я к вам пришла не одна, а со своим другом. Угадайте, кто это:
Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).
Мы с Петрушкой поиграем и загадки отгадаем.
Загадки:
1. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (Весна)
2. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)
3. Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег)
4. На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)
5. Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый,
Самый нежный,
Чистый маленький. (Подснежник)
Бабушка-загадушка: Молодцы ребята, все загадки отгадали. На платочек посмотрю, узелок я развяжу и поиграть вам предложу.
И Петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать.
Дети: «Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
Игра «Паучок» (водящий садится на корточки в центр круга, остальные играющие ходят вокруг него по кругу, взявшись за руки и поют:
Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй
Сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
Водящий кружится с закрытыми глазами, выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.)
Петрушка: Ай, какие молодцы!
Бабушка-загадушка: Спасибо Петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди. (заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/
Вы ребята все садитесь. Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка? (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
Бабушка-загадушка: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
(развязывает последний узелок – игра «Хоровод»)
Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
/ Дети водят хоровод произнося слова:/
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
Раз и два, раз и два,
Вот и кончалась игра!»
Бабушка-загадушка: Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. И мне пришла пора прощаться с вами, ребята. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными? Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты. И мы с вами будем продолжать путешествие в этот прекрасный мир русской культуры и народного творчества.