Ирина Довгаль
Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Программные задачи:
-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
-закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет, образовывать сложные слова;
-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
-создавать положительный эмоциональный фон.
Материалы:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Морское путешествие“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Записка пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, письмо с заданиями, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, вырезанные из бумаги изображения птиц, ножницы, клей, проектор, экран, презентация.
Методы и приемы: игровой, наглядный. Словесный, практический.
Предварительная работа:
Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций по теме «Птицы», рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото", «Назови одним словом», «Один- много».
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться- доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Ребята, улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь с нашими гостями.
Вводная часть:
А теперь давайте станем в круг, возьмемся за руки и скажем хором:
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А на чём же можно путешествовать? Ответы детей (на машине, на самолёте, поезде, корабле). Мы с вами отправимся в морское путешествие, так на чём же мы сможем путешествовать? (на корабле). Согласны отправиться в путешествие? (Да) Я буду вашим капитаном. Проходите на борт нашего корабля! Поплыли! (Муз. сопровождение- гудок)
Основная часть:
-Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
-Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (дети вылавливают бутылку и воспитатель читает письмо)
"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы сможете их найти, если выполните трудные задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
-Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки
Смотрите, впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него. (Звучит отрывок из «Вальса цветов»)
-Ребята, мы с вами оказались на удивительно красивом цветочном острове. Здесь где-то морские пираты спрятали конверт с заданиями. Давайте все дружно будем искать. (Дети ищут конверт и находят)
-Смотрите, вот же он! Нам нужно выполнить все задания от морских пиратов.
1) Игровое упражнение "Скажи наоборот"(с мячом)
-Ребята, я бросаю вам мяч и говорю слово, а вы мне возвращаете мяч и говорите его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ и т. д.
-Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
2) И вот следующее задание "Назови одним словом" (сопровождается показом слайдов. Ребята называют изображенные картинки и обобщают)
-диван, стол, кровать, стул, шкаф; (мебель) - дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья) - лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака; (домашние животные) -волк, лиса, заяц, тигр, медведь; (дикие животные) - курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы) -ромашка, роза, тюльпан, василек, гвоздика (цветы) -синица, ворона, голубь, ласточка, сорока, воробей; (птицы) - бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые) Молодцы, вы быстро справились со вторым заданием.
3) Третье задание "Четвёртый лишний" (сопровождается показом слайдов. Ребята называют изображенные предметы и находят лишний) -Комар, муха, гусь, стрекоза (лишний гусь, потому что это птица, а остальные насекомые) -Тарелка, кастрюля, лимон, сковорода, ложка (лишний лимон, т. к. это фрукт, остальные предметы- это посуда) -Колокольчик, машина, гитара, барабан, гармонь (лишняя машина. Это транспорт, а остальные предметы- это музыкальные инструменты) -Лук, баклажан, морковь, картофель, помидор (лишних предметов нет) -Тетрадь, карандаш, кукла, книга, ручка (лишняя кукла. Это игрушка, остальное- школьные принадлежности).
4) А для следующего испытания вам нужно разделиться на две команды. Задание "Один-много". Я вам показываю предмет: одна команда называет его в единственном числе, а другая – во множественном.
Одна кукла- много кукол, один стакан- много стаканов, одна кружка- много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука- много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок- много носков, одна машинка-много машинок и т. д.
-Нам пора отправляться дальше, задания, которые были на этом острове мы выполнили молодцы, так держать! Поплыли дальше на встречу к новым испытаниям.
Физкультминутка
На кораблике своём крутят руками штурвал
Дружно по морю плывём. волнообразные движения руками
Здесь волна и там волна, смотрят вдаль в «бинокль» Не нужна нам тишина. топают ногами Много умных здесь ребят повороты вправо и влево Всем помочь они хотят. хлопают в ладоши
-Ребята, вдалеке я вижу еще один небольшой остров. (Дети выходят, осматриваются).
«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Как же ей помочь и сделать так, чтобы она не грустила?» - Смотрите, что я здесь нашла: листы с изображением птиц, цветные карандаши, ножницы. - У кого будут какие предложения? Как мы можем развеселить птичку? (Ответы детей) Мы вырежем из бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится много новых друзей. (Дети вырезают птиц, раскрашивают их).
- Несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке новых друзей. (Включается запись птичьей трели)
Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья (осенью) А какие осенние приметы вы знаете?
-Если рано опали листочки- рано начнутся зимние денечки.
-Осень пришла- дожди с собой принесла.
-Клубочком свернулась кошка- дорогая будет картошка.
-Если осенью мало грибов, а много орехов- зимой будет не до смеха.
-Много запасов у белки в дупле- к лютой зиме.
-Птицы низко летят- дожди к нам хотят.
-Что осенью с урожая соберешь, на том зимой и проживешь.
-Ребята, вы молодцы, очень много знаете примет осени. На этом острове мы тоже справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться домой (слышится шум моря). А чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в игру "Сложные слова".
Листья падают – листопад, глаза зелёные – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол, мясо рубит- мясорубка, седые волосы- седовласый, длинные уши- длинноухий и т. д.
Заключительная часть:
-Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов : «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, это и есть ваше сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.
-Ребята, ну вот наше путешествие подошло к концу.
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?
-Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
-А какое самым лёгким?
-Вы такие молодцы, очень старались, были очень умными, внимательными, поэтому легко справились со всеми заданиями.