ольга чистовская
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Русьград»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие.
Виды деятельности детей : познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Тема: «Путешествие в «Русьград»
Методы и приемы:
- Беседа;
- Рассматривание иллюстраций;
-Рассказывание детьми потешек, закличек, стихотворений;
- Дидактическая игра;
- Игровое упражнение;
- Работа с картинками;
- Поощрение;
- Сюрпризный момент.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе „Путешествие в Русьград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Цель: Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям русского народа.
Задачи: Закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Развивать у детей интерес к традициям русского народа. Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора. Совершенствовать и активизировать словарь детей, развивать зрительное восприятие, память.
Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Словарная работа: Русь, богатырь, кольчуга, сказитель, обрядовые костры.
Предварительная работа: Разучивание жанров фольклора, беседы о народных праздниках, чтение былин, знакомство с русскими богатырями, рассматривание иллюстраций о народном творчестве, знакомство с предметами русской культуры,
Оборудование: Мультимедиа, предметы народно-прикладного искусства, воздушный шар, шкатулки, вывески с названием улиц, конверты с разрезными картинками, звукозапись хоровода.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться - доброе утро!
Доброе утро зверям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте, ребята, улыбнемся гостям и друг другу.
И создадим хорошее настроение себе и другу.
Воспитатель:
Мотивационный момент:
Ребята, сегодня мне на телефон пришла смска.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Обращается к вам за помощью «Бабушка Забавушка». Злой колдун проник в волшебный город «Русьград» и заколдовал все дороги туда. Я не смогу туда попасть, если вы мне не поможите. Он на каждой улице оставил заколдованные задания в шкатулках. Я прошу вас, помогите открыть шкатулки, ведь вы скоро идете в школу и все знаете. Только тогда я смогу найти дорогу домой. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, поможем бабушке «Забавушке»? Отправимся в путешествие и откроем все шкатулки.
Проблемная ситуация:
А как же мы попадем туда? Ребята на чем люди отправляются в путешествие? (На самолете, машине, корабле, поезде, воздушном шаре). Ребята, опять пришла смска. Ребята, я посылаю вам сказочный воздушный шар, вы на нем попадете в «Русьград».
(вносится шар с лентами, дети берутся за ленты, звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите, ребята мы попали в «Русьград». Ребята, а что означает название этого удивительного города?
(В старые времена нашу страну Россию называли Русь, градом называли город).
Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, в «Русьграде» есть улицы. На какую улицу мы с вами попали, прочитайте («Улица народной мудрости»).
Воспитатель: В нашей жизни часто встречаются пословицы. Ребята, а что такое пословицы? (Это краткие изречения, выражающие мудрость народа) Сейчас на экране появятся картинки к пословицам, а вы будете должны назвать пословицу и сказать, что она означает.
Показ слайдов.
Ответы детей.
(слайд№1). Кончил дело - гуляй смело.
Эта пословица говорит о том, что всякому занятию есть своё время. Время отдыха наступает после того, как ты хорошенько потрудился.
(слайд№2)Что посеешь – то и пожнешь.
Эта пословица говорит о том, что как ты отнесешься к делу в начале, то и получишь в его итоге. Если старался и делал хорошо, то результат любого дела будет хорошим. Если же делал что-то плохо или делал неправильно, то результат соответственно будет плохим.
(слайд№3)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Эта пословица говорит о том, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.
(слайд№4) Век живи - век учись
Пословица означает, что человек учится на протяжении всей своей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.
(слайд№5)Хлеб всему голова.
Пословица означает, что хлеб — главный продукт в жизни людей. Нужно бережно относится к хлебу.
(слайд№6) Один в поле не воин.
Смысл данной пословицы заключается в том, что одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.
(слайд №7) Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Пословица означает, что надо беречь своих друзей не обижать их, а если у тебя нет друзей, надо найти, их.
(слайд№8)Утро вечера мудренее.
Эта пословица означает, что в большинстве ситуаций не нужно спешить, принимать решения «с горяча», не нужно торопиться, нужно успокоиться и хорошенько подумать.
(слайд№9)При солнышке – тепло, при матери – добро.
Смысл данной пословицы заключается в том, что мама, самое чудесное, яркое солнце, окружает теплом, заботой и сочувствием, добротой, в трудную минуту поддерживает.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Смотрите, шкатулочка наша открылась. А теперь переходим на другую улицу, прочитайте, как она называется (Улица мастеров). Ребята, что находиться на столе? (предметы народно-прикладного искусства).
Ребенок: Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Русские мастера славятся своими изделиями и по сей день. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы ответите и расскажите, что вы знаете об этом предмете.
Разноцветные подружки,
Любят прятаться друг в дружке?
Что это? (матрешка)
- Конечно это матрешка. А что вы мне можете рассказать о матрешке?
Ребенок: Это русская народная игрушка. Она является символом России. Матрешки сделаны из дерева. Ярко расписаны. В одной матрешке прячется несколько, меньших по размеру.
Воспитатель: Следующая загадка.
Это роспись - просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком,
Манит русским васильком.
Ребята, какой росписью расписана эта посуда? (эта посуда расписана гжельской росписью). Расскажите, где же делают такую посуду?
Ребенок: Родина посуды село Гжель. Мастера делали посуду из глины, красили белой краской, затем рисовали на ней цветы, листья голубой краской. Она получалась очень красивая.
Воспитатель: Правильно ребята, следующая загадка.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке? (эта посуда расписана хохломской росписью). Расскажите, что вы знаете о хохломской посуде?
Ребенок: Это хохломская посуда. Ее делали из дерева в Горьковской области, в городе Семенове.
Мастера покрывали посуду черной краской, а затем рисовали на ней золотой и красной краской.
Рисовали цветы, ягоды, листья, завитки. Это посуда очень красивая. Из нее так и хочется поесть.
Воспитатель: Правильно ребята, следующая загадка.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Это дымковская игрушка)
Ребенок: Игрушки появились в деревне гончаров Дымково. Гончары лепили из глины посуду, затем стали делать и игрушки.
Покрывали их белой краской и рисовали на игрушках красивые узоры. В стародавние времена дети с удовольствием играли с этими игрушками.
Воспитатель: А каким народным промыслом славится Оренбургская область? (Оренбургская область славиться пуховыми платками). Ребята, а то знает, как изготавливают платки?
Ребенок: Пуховый платок начинается с козы. Её вычесывают в ручную, пух поступает к пряхе. Из пуха прядут нитки и мастерицы вяжут разными узорами красивые паутинки и платки. Платки очень теплые. Они славятся по всему миру.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Вот и вторая шкатулка открылась. А сейчас следующее задание. Как называется следующая улица? (Сообразительная).
Ребята перед вами находятся разрезные картинки. Вам необходимо собрать картинки и рассказать и рассказать об этом предмете.
Дети выполняют задание.
Ребенок: У меня получилась балалайка. Это русский народный инструмент. Его делали из дерева и расписывали красками. На нем играли на праздники. Ребенок: У меня получилось решето. Им наши предки просеивали муку. Ребенок: У меня получился самовар. Из него наши предки пили чай. Ребенок: У меня получилась русская печь. На ней готовили еду, а наверху была лежанка, где спали в холода наши предки.
Ребенок: У меня получилась прялка, с ее помощью люди пряли нити. Ребенок: У меня получилось коромысло. Люди с ним ходили за водой. Они одевали для удобства коромысло на плечи.
Ребенок: У меня получились лапти. Наши предки делали их из лыка и носили на ногах, как обувь.
Ребенок: У меня получился ухват, в давние времена, когда готовили в русской печке, пользовались ухватом, чтоб не обжечься.
Ребенок: У меня получился чугунок. В нем наши предки варили себе каши, супы в печке.
Ребенок: А у меня получилось веретено. На него наматывали с прялки нитки, а потом скатывали в клубок.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Открываем шкатулку. А теперь переходим на другую улицу, прочитайте, как она называется (Хороводная). Как наши предки любили трудиться, так и любили Давайте мы с вами отдохнем и встанем в хоровод.
Физминутка
(хоровод «Коляда»)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо повеселились. А теперь переходим на другую улицу, прочитайте, как она называется («Былинная»).
Ребята, а что такое былина? (Слово «былина» произошла от слов «быль», «было». Но что бы нам было интересно, народ наделил богатырей сказочными способностями, например, богатырь может справиться с целым войском.)
Кто сочинял былины? (Народ передавал эту былину из поколение в поколение.) Правильно, народ рассказывал былину, а сочинял ее сказитель.
А сейчас мы рассмотрим с вами картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» (слайд№10). Ребята, кто такие богатыри? (Защитники нашей родины в древности). Посмотрите, во что одеты богатыри? (На них одета кольчуга и шлем). А что это кольчуга? (это рубашка выкованная из железа. Она защищала богатырей от стрел врагов.)
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? («Соловей - разбойник», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»). Русские богатыри защищали нашу Родину. Какие же подвиги совершил Илья Муромец (слайд№11) (Он сражался с целым войском недругов и победил их. Еще он победил Соловья разбойника, который не пропускал никого на дороге). Добрыня Никитич? (слайд№12) (Добрыня сразился и победил змея, который напал на нашу Русь). Алеша Попович? (слайд№13). (Он сразился с Тугариным Змем и освободил сестру князя).
Воспитатель: Молодцы ребята, как вы много знаете о былинных богатырях, справились с заданием. Открываем шкатулку. А теперь переходим на другую улицу, прочитайте, как она называется (Праздничная). Ребята, наши предки справляли праздники. Какие народные праздники вы знаете? (Масленица. В старину наши прадедушки и прабабушки собирались для того, чтобы проводить зиму и встретить весну, пекли блины, провожали зиму, сжигая чучело «Масленицы» на костре, чтобы быстрей пришла весна) (слайд№14).А вы знаете стихотворение про Масленицу, прочитайте.
Напечем блинов румяных,
И пойдем весну встречать,
Будем с Масленицей вместе
Злую зиму провожать.
Забирай метели, вьюги,
Засиделась ты в гостях,
Золотой блин солнца ярко
Нам сияет в небесах.
Воспитатель: А какие еще праздники вы знаете? Какой праздник мы справляем в марте?
(По народному календарю день 22 марта называли Сороки. В народе этот мартовский день связывали с приходом весны, прилетом певчих птиц, и в их числе жаворонков. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет, приветствуя весну ликующим пением Люди пекли жаворонков, одевали их на палки и пели заклички). Ребята, а что такое закличка? (Песенка или стихотворение, обращенное к явлениям природы, к птицам, животным). А кто расскажет мне закличку о жаворонках?
Жавороночки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб поела.
Жаворонушки прилетали,
Весну – красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.
Ой вы жавлронки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Воспитатель: А какие еще праздники вы знаете? (Праздник «Ивана Купала». Этот летний день считается началом купания. Погожим летом, при теплой погоде, купаться начинают, конечно, гораздо раньше, но в этот день купание совершается торжественно, с песнями) (слайд№15). Правильно, они разжигают обрядовые костры. Через костры прыгали, бросали в них венки. Как люди обращались к природе, прося хорошую погоду? (Они пели песенки заклички.). А кто расскажет мне закличку о хорошей погоде.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка
Воспитатель: Молодцы, ребята, а какие еще праздники вы знаете? («День Петра и Февроньи». Это «День любви, семьи и верности») (слайд№16). Ребята, семья – это дом, семья-это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Поэтому народ всегда справляет этот праздник. Ребята, а кто знает поговорки о семье?
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Открываем шкатулку. Ну вот, все шкатулки открыты. Теперь бабушка «Забавушка» сможет попасть домой. А мы с вами на волшебном воздушном шаре отправляемся в детский сад. (Дети берутся за ленты, звучит музыка).
Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? (ответы детей). Ой. Мне пришло смс от «Бабушки Забавушки», она благодарит нас за то, что мы избавили «Русьград» от злого волшебника и посылает на подарки. Что это? Это вкусные баранки. Давайте попрощаемся с ней и с нашими гостями и пойдем в группу.