Екатерина Романенко
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дата: 21.03.2019 г.
Воспитатель Романенко Е. А.
Цель: развитие познавательно – исследовательской деятельности через детское экспериментирование
Задачи по образовательным областям
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Продолжать учить определять способ получения необходимой информации в соответствии с целями деятельности.
2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
3. Уточнить представления детей о свойствах воздуха, воздушного шара, воды, магнита, молоко, лимонный сок, йод.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. - Обогащать словарь детей новыми словами: о свойствах воздуха, воздушного шара, воды, магнита, молоко, лимонный сок, йод.
2. Закрепить умение вести диалог.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Продолжать приучать следить за состоянием осанки в процессе экспериментально-продуктивной деятельности.
Словарная работа: реактивный шарик, давление, лаборатория, магнетизм.
Оборудование:
Наглядный материал: 2 стула, гладкий шнур, коктейльная трубочка, конверты с посланием, карты с заданиями, емкость с водой, соль, яйцо сырое, столовая ложка, тарелки; молоко; лимонный сок; вода; йод; поролоновая губка; утюг, халаты.
Раздаточный материал: карты для фиксации опытов, стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит, чистые листы бумаги; кисти для рисования.
Методы и приемы: аналитический, практический, поисковый, словесный.
Предшествующая работа: проведение опытов с различными материалами, наблюдения в природе.
Ход.
Мотивация.
Посмотрите, какой красивый шар я нашла в группе, а что это случилось с ним? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
А на шарике что то написано! («Привет от профессора Чудакова Е. Е. Запустите шарик по шнуру от стула с красным треугольником к стулу с синим кругом…»)
Воспитатель: Кажется, я догадалась, что надо сделать…. Прикрепляю шарик к шнуру, натянутому от стула к стулу, скотчем. Отпускаю зажим на шарике…
Шарик стремительно долетает до противоположного стула.
Воспитатель. Как вы думаете. Почему, шарик так стремительно долетел от одного стула до другого? ( дети высказывают предположения: из шарика с силой вылетал воздух.)
Воспитатель. Все верно, шарик резиновый, был растянут воздухом, а при образовавшемся отверстии, шарик смог сдуваться в прежнее состояние, при этом выталкивая из себя воздух. А так как воздух выходил в одном направлении, шарик двигался в противоположном. Так у нас с вами получился реактивный шарик.
Но мне кажется, мы не просто так оказались около этого стула, думаю к стулу прикреплено еще одно послание от профессора.
Воспитатель с детьми находят под сиденьем прикреплено пригласительное послание.
«Дорогие, друзья! Приглашаю вас в мою лабораторию. Профессор Чудаков Е. Е.»
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы с вами отправимся в лабораторию давайте вспомним правила поведения. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. И обязательно нужно надеть халаты, так как в лаборатории проводят эксперименты и нужно защитить свою одежду от воздействия веществ.
В: Давайте отправимся в лабораторию знаменитого профессора (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимание,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).
Интересно? Профессора здесь нет. Но на столе, я вижу новую записку. «Дорогие друзья! Прошу меня извинить! Я вынужден уехать на срочное испытание. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с некоторыми моими экспериментами! Карточки под письмом! С уважением профессор Чудаков Е. Е.»
Вот такое сообщение нам с вами оставил профессор! Поможем?
В: Итак, приступим к экспериментированию.
В: Как вы думаете, можно достать скрепку из воды не замочив рук?
(ответы детей)
1. Опыт «Достать скрепку из воды не замочив рук»
Материал: стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит.
Ход опыта:
Необходимо поместить скрепку в стакан и налить в него воду.
Как, не замочив пальцев, достать скрепку из стакана?
Вывод: нужно поднести магнит ко дну стакана, и он за собой притянет скрепку. Теперь следует вести магнит по стеклу вверх, чтобы вытащить скрепку из стакана. Следовательно, магнит притягивает скрепку через стекло и воду.
Предлагаю, отметить в карточке пометку о выполнении опыта.
Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? ( Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? ( Дети: в море). А почему? ( Дети: в море вода соленая, она лучше держит, абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
2. Опыт «Вода имеет плывучесть»
Материал: сосуд с водой, соль, ложка столовая, сырое яйцо.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.
Давайте изобрази на карточке положение яйца в стакане. В первом и во втором случае.
Воспитатель: Ребята, пора нам с вами узнать, как можно написать секретное письмо. Я знаю, что есть бесцветные чернила. Такими чернилами можно написать секретные письма. Однажды в книге я прочитала об одном способе проявления невидимых чернил. И я вам сейчас его расскажу.
3. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; молоко; лимонный сок; вода; йод; поролоновая губка; утюг.
Давайте разделимся на две команды.
Перед каждой командой лежит белый лист бумаги. Одна команда выполняет рисунок молоком, а другая – лимонным соком.
Надо дать рисункам высохнуть.
Физминутка:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Продолжать уж нам пора.
Рисунок, нарисованный молоком, воспитатель проглаживает раскалённым молоком, и он проявляется. Это происходит, потому что импровизированные чернила закипают, темнеют под воздействием тепла и рисунок проявляется.
Чтобы увидеть рисунок, сделанный лимонным соком, растворяем в воде несколько капель йода и слегка смачиваем лист (к 4-5 чайным ложкам воды добавляем половину чайной ложки йода).
Под воздействием настойки йода бумага становится фиолетового цвета. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому нарисованное проступает в виде белого рисунка.
Вот и все эксперименты, порученные нам профессором Чудаковым. Профессор будет вами доволен. Давайте соберем результаты наших экспериментов на столе в пустом конверте. Но конверт оказывается не пустой… В нем лежат значки. Это благодарность профессора за проделанную работу.
Что вы сегодня узнали нового?
Давайте вспомним, какие опыты показались вам особенно сложными?
Какой опыт вы бы проделали дома с родителями?
Карточка для фиксации опыта
Реактивный шарик.
Оборудование: шарик, 2 стула, шнур, коктейльная трубочка
Карточка для фиксации опыта
1. Опыт «Достать скрепку из воды не замочив рук»
Материал: стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит.
Карточка для фиксации опыта
2. Опыт «Вода имеет плывучесть»
Материал: сосуд с водой, соль, ложка столовая, сырое яйцо.
Карточка для фиксации опыта
3. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; молоко; вода; йод; поролоновая губка; утюг
Карточка для фиксации опыта
1. Опыт «Секретное послание»
Оборудование: Чистые листы бумаги; кисти для рисования; тарелки; лимонный сок; вода; йод; поролоновая губка; утюг
\