Светлана Щербак
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей 6–7 лет «Звуки [ж] — [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающая:
- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
- учить дифференцировать звуки по «глухости» - «звонкости»;
- учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении и письме.
Развивающие :
- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
Публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей 6–7 лет „Звуки [ж] — [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;
- развивать пространственную ориентацию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать настойчивость;
Коррекционные:
- сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш - Ж на материале слов;
- преодолеть речевой негативизм.
Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед:
Скажи, между кем ты стоишь?
2. Сообщение темы занятия.
Логопед:
В гостях у нас сегодня художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].
Какие звуки я выделила голосом?
Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.
Логопед демонстрирует куклу Художника Карандаша.
Я — Художник Карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Звуки эти различать.
3. Сравнение звуков [ш] — [ж](Приложение1)
Логопед:
Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке [ш]. (Дети дают характеристику звука Ш).
Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж]. (Дети дают характеристику звука Ж).
Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?
4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков.
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.
Приложение2
б) Дифференциация звуков в слогах и словах.
Игра «Наоборот» (с мячом).
Логопед:
Замените звук [ш] на звук [ж].
ша — ша — жа — жа шаль —.
шо — шо —. Луша —.
аша — аша —.
Замените звук [ж] на звук [ш].
жу — жу —. жар —.
жи — жи —. жить —.
ужу - ужу —.
Логопед:
У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой — для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.
Приложение 3
Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют какой карандаш для звука [Ш], какой для [Ж].
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.
Около вешалок буквы
Карандаш написал.
Как одежду повесить,
Он нам указал.
Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?
Приложение 4
Развесь одежду по вешалкам
Ж Ш
5. Физминутка.
а)Пальчиковая гимнастика.
Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.
Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.
Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, шиповник, тишина, ужин, дружок, клавиши.
б) Выполнение движений по инструкции логопеда
Встань прямо.
Потянись.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо.
Руки влево.
Встаньте.
Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
6. Дифференциация Ш — Ж при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.
Логопед:
Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж.
Прочитайте их.
ша-шо-жу жда-што-жну
жо-шу-жа жду-швы-ждя
б) «Пропавшие буквы».
Огорчился Карандаш:
Ш и Ж сбежали.
Вот беда, пропал и след!
Вы их не видали?
Ну, тогда слова прочтите,
Эти буквы отыщите.
На доске и в тетрадях написаны слова с пропущенными буквами: .апка; ко. а; си. у; .аба; ви. ни; пи. у.
7. Отгадывание ребусов «ужин», «машина».
Приложение5
8. Итог занятия.
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал картинки-невидимки (контурные, в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).
На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии которых звук Ж возле буквы Ж)
Приложение 6
Логопед:
Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Художник карандаш оставляет в подарок вам эти картинки.
Приложение 1-6
В гостях у художника Карандаша. doc (654 КБ)