Татьяна Челядник
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки — об осени поминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна.
Развивающие задачи: продолжать учить отгадывать загадки; играть в русскую народную игру; драматизировать русские народные сказки; использовать в активной речи русский фольклор, понимать образное значение русской народной речи. Закреплять знания детей об осенних работах крестьян на огороде.
Воспитательные задачи: приобщать детей к устному народному творчеству. Обогащать эмоциональное и речевое развитие.
Публикация «Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста „Кузьминки — об осени поминки“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Словарь. Познакомить детей со словом «ухват» - предметом крестьянской утвари; ввести в активный словарь детей слова русского фольклора: ухват, чугун, лавка, поговорим ладком, не лыком шиты.
Оборудование. Занятие проводится в «избе» убранной в народном стиле. Маски овощей и воробья, предметы утвари. Костюмы зайцев, мышки, кота, сороки-вороны, деда и бабки. Бревно, пеньки; угощения: пироги, кисель.
Предварительная работа. Чтение и заучивание малых фольклорных форм, сказок. Беседы по ознакомлению детей с русским бытом, народными традициями, обычаями, связанными с трудом крестьян по уборке урожая и встрече зимы. Рассматривание иллюстраций по сказкам, картинок и предметов старины.
Ход занятия
Ребёнок-сорока. Скорее, скорее, слушайте!
Баба Арина. Сорока – сорока,
Где была?
Ребёнок-сорока. Далеко!
Кашу варила,
Деток кормила
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали
Быть обещали! (сорока улетает)
Баба Арина. Ой-ой-ой! Просыпайся дед, скорей вставай. Новости сорока на хвосте принесла.
Дед Кузьма. Пошто новости?
Баба Арина. Гости идут. Пошли встречать.
Дети идут, впереди едет Ваня на лошадке.
Ваня. Еду, еду к бабе, деду
На лошадке, в красной шапке,
В старом лопаточке,
По рытвинам, по кочкам!
Всё прямо и прямо
А потом вдруг… в яму – бух!
Ваня падает, дети его поднимают.
Ребёнок. Вот так-то Ваня, не будешь спешить.
Ребёнок. Тише едешь, дальше будешь.
Ребёнок. Поспешишь, людей насмешишь.
Дети. Здравствуйте, дедушка и бабушка.
Дед Кузьма. Здравствуйте! Заходите гости дорогие! Сядем рядком, да поговорим ладком!
Баба Арина. К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли!
Дед Кузьма. Да сегодня же праздник «Кузьминки – об осени поминки»
Баба Арина. Дед, а почему поминки-то?
Дед Кузьма. Эх, бабка, стара, стала, забыла, а ребята-то видно знают?
Ребёнок. Осень заканчивается.
Ребёнок. Сейчас идёт последний месяц осени – ноябрь.
Ребёнок. Осень, осень, осень,
Гость недель восемь!
Со громами сильными,
С дождями и ливнями.
Лей-ка, дождик с неба –
Больше будет хлеба.
Баба Арина. А как в народе-то ноябрь месяц кличут, знаете ли вы внуча-та?
Ребёнок. Название этого месяца – листогной.
Баба Арина. А что ж это за название?
Ребёнок. Листья опавшие оседают на земле, плотно укрывают её и перегни-вают.
Ребёнок. Укрытая земля не промерзает сильно.
Ребёнок. Осень торопит, а зима не ждёт.
Баба Арина. Да, осень - жируха со злюкой зимой борется.
Ребёнок. А ещё ноябрь называют – предзимьем.
Ребёнок. Ноябрь – полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ребёнок. В ноябре зима с осенью борется.
Баба Арина. Ведь ещё на Покров говорили, что с поля последний воз сдвинут. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться.
Дед Кузьма. Кто прядёт, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду делает, кто из дерева ложки да игрушки вырезает.
Баба Арина. А в работе парням и девушкам помогают Кузьма и Демьян – святые покровители ремёсел. Ремёсла – Это разные виды работ: рукоделие, вышивка, вязание, гончарное дело, кузнецкое и плотницкое. Кузьма и Демьян охраняют от всякой беды и от всякого лиха.
Дед Кузьма. Да, дело знай, да поглядывай, какая зима будет.
Ребёнок. Много снега на земле, много хлеба на столе.
Ребёнок. Много снега на полях, много хлеба в закромах.
Ребёнок. Падай, падай, белый снег,
Хватит, хватит всем на всех.
Падай, падай на село,
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай,
Будет летом урожай.
Баба Арина. Да что ж, это у нас праздник без игр, да веселья?
Ребёнок. Кончил дело – гуляй смело! Ну-ка шире, шире круг, становись скорее друг!
Проводится русская народная игра «Огородник».
Дети стоят в кругу, за спинами держат маски овощей.
Ребёнок. Дедушка, угадай, кто я:
«Красный спрятан корешок,
Сверху виден, лишь вершок.
А подцепишь ловко,
И в руках…»
Дед Кузьма. (стоя в кругу) Морковка.
Ребёнок надевает на голову маску, подтверждая правильность ответа.
Ребенок. «Ми и Ля, Фа и Соль –
Музыкальная фасоль
Чем же я для песен плох?
Тоже родственник…»
Дед Кузьма. Горох.
Ребёнок. «Вот горит костёр наш ярко
Сядем рядом – очень жарко!
А потух огонь немножко
Всласть печеная…»
Дед Кузьма. Картошка.
Ребёнок. «Прежде чем меня вы съели, все наплакаться успели»
Дед Кузьма. Лук.
Ребёнок. «Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
К осени краснеют».
Дед Кузьма. Помидоры.
Ребёнок – помидор. Правильно, ха–ха–ха! (надевает маску).
Баба Арина. Дед, выхожу я в огород, слышу, спор идё т:
«Загорелый помидор
Завел с капустой разговор:
Ребёнок – помидор. До чего ж ты белая,
Совсем не загорелая?
Ребёнок – капуста. Вот попробуй загореть
Если на платья мои посмотреть.
Их столько много, что пока
Снимаю одно платьице
А солнышко закатиться!»
Баба Арина. Ой, дед, ты отгадал все загадки, вот и быть тебе огородником.
Дед Кузьма. Да не привыкать, дело мастера боится!
Дед Кузьма стучит палкой по земле.
Дети. Кто там?
Дед Кузьма. Огородник!
Дети. Зачем пришёл?
Дед Кузьма. За репою!
Дети (вместе). Плачет баба, плачет дед.
Что же будет на обед?
Вот засела крепко
В огороде (репка)
Водят хоровод.
Сверху репа зелена
Посередине толста
К концу востра.
Прячет хвост под себя
Кто к ней не подойдёт
Всяк за вихор возьмёт.
Репа надевает на голову маску, дед отгадывает, кто репа и догоняет её.
Дед Кузьма. Ох, уморился - старость не радость.
Ребёнок-кот. МУР-МУР-МУР! Не шумите, лучше сказку расскажите
Ребёнок (гладит кота). Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы,
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Дед Кузьма. В избу заходите.
Ребёнок. Дедушка, а что это у тебя за коровьи рога?
Дед Кузьма. Да это внучата - ухват, без него и щей не вытащить из печи.
Слышен плачь, все смотрят по сторонам.
Баба Арина. Ой, кто это плачет?
Голос. Всех кормлю с охотою, а сама безротая
Дети. Да это ложка!
Баба Арина. Да это загадка про ложку.
Ребёнок-кот. И всё равно это не сказка.
Баба Арина. Рассаживайтесь удобней, посидим рядком, да поговорим лад-ком. На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый (бабка рассказывает, а дети инсценируют сказку). Воробей еду носил - с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Жили они, не тужили, бывало, воробей с охоты вернётся, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашенные считает. Блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. Сядут за стол - не нахвалятся. Воробей говорит:
Ребёнок-воробей. Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
Баба Арина. А блин ему:
Ребёнок-блин. А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу – вот щи и жирные!
Баба Арина. А воробей кашу ест, нахваливает:
Ребёнок-воробей. Ах, каша, ну и каша – горазд горяча!
Баба Арина. А мышь ему:
Ребёнок-мышка. А я, дров нанесу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи горит огонь – вот и каша горяча.
Ребёнок-воробей. Да и я не промах, соберу грибов, натащу бобов – вот все и сыты!
Баба Арина. Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Послышался шум, возня. Стоит заяц около пенька, подбоченившись, а рядом сидят зайцы, смотрят на него.
Ребёнок-заяц. У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, лапи-щи.
Зайцы увидели ворону, подбежали к ней и шепчут на ухо.
Ребёнок-ворона. Кар-кар-кар! Что слышу, здесь кто-то хвастается, а ну повтори (хватает за ухо)
Ребёнок-заяц (опустил голову). У меня не усы, а усищи, не зубы, а зуби-щи, не лапы, лапищи.
Ребёнок-ворона (грозит). Смотри больше не хвастай, ты не лучше других зайцев.
Залаяли собаки, зайцы испугались и убежали, за ними улетела ворона.
Дед Кузьма. Ой, внучата, я тоже много сказок знаю – про репку, про рука-вичку.
Ребёнок. Мы тоже не лыком шиты, мы показали русские народные сказки: «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Заяц-хваста».
Ребёнок. Я ещё сказки знаю: «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и се-рый волк».
Ребёнок. А я знаю сказки: «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Теремок».
Баба Арина. Ой, молодцы ребята, сколько сказок знаете. Ну, да баснями соловья не кормят. Садитесь, гости дорогие за стол, отведайте, чем Бог по-слал. Кому кисель, кому молоко. А вот пироги да каша – пища наша.
Ребёнок. Спасибо бабушка, спасибо дедушка, за хлеб – соль.
Солнце скрылось,
Ночь пришла.
Всем ребятам
Домой пора!
Дети. До свиданья!
Дед и бабка. Приходите к нам ещё.
Литература
Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство – пресс, 2001 год.
Лукина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Москва 2005 год.